logoDA-SVlogoSVDA

Чтобы представить масштабы и объёмы деятельности 30-й Воздушной Армии Верховного Главного Командования Стратегического назначения, авиационные части и соединения которой были размещены на территории от Волги до Тихого океана, необходимо посмотреть на некоторые цифры:

- площадь азиатского региона России составляет 12,7 млн. км², без учета площади Казахстана, на территории которого базировалась дивизия стратегических ракетоносцев Ту-95МС;

- площадь материка Европы -10,5 млн. км², а территория второго по площади, после России, государства мира Канады составляет 9,9 млн. км²;

- численность населения азиатского региона России составляет 26 %  от всего населения России.

Цифры говорят сами за себя – территория громадная, плотность населения  минимальна. Мечта руководителей многих стран состояла в том, чтобы «откусить» кусок такого пирога, и по возможности – побольше.

В 1905 году Япония нанесла поражение Русской армии, захватив города Порт-Артур и Дальний, а также южную половину Сахалина. Спустя 5 лет японцы захватили Корею. В гражданскую войну они пытались и Советское Приморье превратить в свою колонию, но не получилось. В 1931 году Япония оккупировала Маньчжурию. Таким образом, японские войска стояли вдоль всей Маньчжурской границы лицом к лицу с Особой Краснознамённой Дальневосточной Армией. Почему Япония так агрессивна была настроена на захват Приморья? Основная причина – неисчерпаемые богатства этого края, а  сопутствующая причина - это чувство безнаказанности. Дальний Восток, потому и Дальний, что он далёк от Москвы. Коммуникации растянуты, подвоз резервов, и снабжение войск затруднены. Такую территорию осваивать и охранять  без авиационной составляющей, имеющей на вооружение самолёты с повышенной дальностью полета и несущих значительную полезную, бомбовую нагрузку, было невозможно.

И такие самолёты, на этих просторах, появились. В октябре 1931 года 70-я и 51-я авиаэскадрильи, на ТБ-1 вошли в состав ВВС Отдельной Краснознамённой дальневосточной армии (ОКДВА). Первая из них базировалась в Воздвиженке, а вторая была впоследствии передана в ВМФ и переоборудована под носители торпед.

Самолет ТБ-1 в боевых действиях на Дальнем востоке участия не принимал, а вошел в историю как самолет, на котором был совершен  1-й перелет по маршруту Москва - Нью-Йорк (самолет «Страна Советов», командир корабля С.А.Шестаков), как самолет принимавший участие в спасательной операции команды ледокола «Челюскин» (Командир корабля  Н.Каманин). На этом типе самолетов, переданных в ГВФ и получивших наименование Г-1, проходило освоение безбрежных просторов Сибири и Дальнего востока. За значительный вклад самолета ТБ-1 в освоение трассы БАМа, на станции Таксимо, ТБ-1П установлен на постамент.

Irk av str istor-02

По решению руководства страны, на Дальней восток, в противовес японским войскам,  стали перебрасывать только что запущенные в серию дальние бомбардировщики ТБ-3. Первые 13 машин прибыли в ВВС ОКДВА своим ходом в октябре 1932 года. Пара этих самолётов приняла участие в воздушном параде 7 ноября над Хабаровском в сопровождении пятёрки самолётов Р-6. В октябре 1933 года на Дальнем востоке и в Забайкалье создаются три авиационные бригады (26-я, впоследствии 9-я базировалась в Воздвиженке, 28-я  относилась к ВМФ и 29-я в Нерчинске) на вооружение которых поступают 134 ТБ-3. Как только об этом стало известно японцам, они сразу притихли, ведь со своих баз ТБ-3 могли легко достичь территорию Японии и обрушить сотни тонн смертоносного груза на японские города. Япония на то время не располагала средствами борьбы против ТБ-3, и назревающий конфликт удалось оттянуть на четыре года.                                             

Irk av str istor-03

Самолет ТБ-3, с его дальностью и грузоподъемностью понадобился еще одной грандиозной идеи – для высадки экспедиции на Северном полюсе. В 1936 году четыре самолета были дооборудованы для полетов  в условиях Севера. Для этого кабину выполнили почти герметичной, поставили противообледенительную систему винтов, а для уменьшения длины пробега установили тормозные парашюты. 21 мая 1937 года экипажи на этих самолётах совершили посадку на лед в районе Северного полюса. Вслед за первой полярной четверкой началось переоборудование других ТБ-3, с передачей их под наименованием Г-2 в ГВФ. Такие машины перевозили до 4-х тонн груза или до 50-ти пассажиров. С использованием Г-2 были впервые налажены регулярные рейсы Аэрофлота в условиях Крайнего севера.

К концу 30-х годов, неизбежность 2-й мировой войны стала очевидной. На Советских границах не прекращались провокации, а в конце июля 1938 года японцы перешли Советскую границу и заняли позиции на сопках Заозерная и Безымянная у озера Хасан. Вечером 6-го августа 250 самолетов, в том числе 60 ТБ-3, обрушили всю свою мощь на траншеи, артиллерийские батареи и тылы японской группировки. 11  августа военные действия были прекращены. Это был первый и единственный случай, когда 4-х моторные гиганты применялись так, как было первоначально задумано – днём, большой группой, с бомбометанием из плотного строя со средних высот, при полном господстве в воздухе.

А в мае 1939 года японские войска вторглись на территорию дружественной Монголии. По этому случаю авиационную группировку наших войск усилили, направив в Монголию дополнительно 150 бомбардировщиков, из них 60 самолетов ТБ-3. В результате напряженных боёв, 16 сентября агрессор был повержен. ТБ-3 сыграли в этой победе роль ночных бомбардировщиков и транспортных самолетов. На них было выполнено 160 боевых вылетов и более 500 транспортных рейсов. Свою основную функцию ТБ-3 выполнил и ему на смену, с 1937 года, стал поступать в войска более скоростной и маневренный  ДБ-3 (Ил-4).

Irk av str istor-04

В 1938 году на Дальнем Востоке, на базе эскадрилий авиационных бригад, появились первые полки вооруженные самолётами ДБ-3: 14-й в Воздвиженке, 8-й (139-й дбап) в Хабаровске и 27-й в Куйбышевке (сейчас г. Белогорск). Приказом НКО от 3.03.1941 года в Хабаровске создан штаб одного из пяти авиационных корпусов ДБА, четыре корпуса размещены на Западе. Командиром 5-го корпуса назначен Л.А. Горбацевич, а после его ухода в управление ДБА главного штаба ВВС, командиром назначен В.С. Кожанский. В состав корпуса входят две дивизии, вооруженные самолётами ДБ-3.

С началом  Великой Отечественной войны, часть «восточных» полков и дивизий 5-го корпуса, были переброшены на фронт.

Постановлением ГКО №1392 от 5.03.42г. создана АДД, а с 30.04.43г. АДД переходит на корпусную систему, в том числе Приказом Командующего АДД от 27.08.43г., на базе 36-ой авиационной дивизии, образован 8-й авиационный корпус, вооруженный самолетами Ил-4. (Командир корпуса Н.Н. Буянский). За проявленный героизм личного состава при освобождении города Смоленска 8-му авиакорпусу АДД в сентябре 1943 года присвоено почетное наименование «Смоленский».

Постановлением ГКО №7082 о 6.12.44 года АДД преобразуется в     18-ю  Воздушную армию ВВС, состоящую из 5-и авиационных корпусов БА (ДД), а в марте 1945 года, на Востоке, создаётся ещё один корпус 19-й,  состоящий из 2-х дивизий 53-й и 55-й (командиры корпуса М.Н. Калинушкин, после него Н.А. Волков).

(Один из старейших полков ДА - 444 тбап, сформированный 15 августа 1941 года,  входил в состав 53 дивизии. В августе 1945 года принял участие в боевых действиях против Японии. На самолетах ДБ-3 и Ил-4, было совершено 79 боевых вылета).

Постановлением Совета Министров СССР №721-283 от 9.04.46 года 18 ВА преобразуется в Дальнюю авиацию, в состав которой входит три ВА (1-ая, 2-ая и 3-я, переименованные 15.02.1949 года в 50, 43 и 65 ВА), штабы которых размещались в Смоленске, Кировограде и Хабаровске.

65-ой ВА  командуют: с 3.46 года - В.Н.Жданов, с 4.51 года – Г.Н. Тупиков, с 11.51года – А.И.Щербаков и с 6.57 года – В.А. Картаков.

Irk av str istor-05Директивой ГШ ВВС №71154 от 13.3.60 года на базе 5-й ВА и 19-го Дальневосточного корпуса создается 8-й отбак. (Почетное наименование «Смоленский» перешло к нему от 8-го авиакорпуса АДД). Командиром корпуса в марте 1961 года, назначается прославленный военный лётчик, участник ВОВ, дважды герой Советского Союза А.И.Молодчий. В дальнейшем корпусом командуют: с декабря 1963 года ГСС А.А.Плохов, С 1968 года – Л.И.Агурин, с 1976 года- М.А. Куликов, а с 1968 года Б.В.Балихин. На вооружении 8-го отбак, в разные  годы, находились самолеты Ту-4, 3М, М-4, Ту-16, Ту-22М2, Ту-95, Ли-2, Ил-14, Ан-2, Ан-12, Ан-26.

 

 

 

 

В 1968 г. штаб 8 отбак был переведён из Благовещенска в г. Иркутск.

Irk av str istor-06Здание в Иркутске, на пересечении улиц Карла Маркса и Чехова, где размещался штаб 8-го отбак и 30-ой ВА ВГК

В состав корпуса в это время входят:

- 73 тбад, г.Серышево (79 и 40 тбап) ;

- 79 тбад, г. Семиполатинск (1023 и 1226 тбап);

- 55 тбад, г. Воздвиженка (303 и 444 тбап);

- 1225 и 1229 отбап, г. Белая  и 219 одрап – г. Спаск-Дальний;

- 12-й авиационный ремонтный завод в г. Хабаровске.

Учение «Восток-69», проведенное под руководством МО СССР, показало возросшую мощь группировки войск Советского Союза на Восточных рубежах нашей Родины и в какой-то мере охладили пыл китайскому руководству. В учении принимали участие почти все части и соединения 8-го отбак. Штаб учения находился в Иркутске, в учебном корпусе ИВАТУ.

До этих событий, авиационные части 8-го отбак, принимают участие в обеспечении испытаний ядерного оружия. Так с августа по декабрь 1962 года, в  СССР, произведено 59 воздушных ядерных взрывов, из них 24 на Семипалатинском полигоне с участием 6 экипажей на самолетах Ту-16  г-на Белая.

В соответствии  с приказом МО СССР №005 от 5.01 1980 года были осуществлены преобразования, в ходе которых, из управления 8 отбак сформировано управление 30 ВА ВГК (СН). При этом  73  и 79 тбад были переподчинены 37 ВА ВГК.  

В 1988 году Управление ДА было восстановлено, и из 37 ВА ВГК в 30-ую ВА ВГК переданы три дивизии:

- 79 тбад (Семипалатинск), самолеты Ту-95МС, 1023 и 1226 тбап;

- 73 тбад (Украинка), самолеты Ту-95,  40тбап;

- 201 тбад (Энгельс), самолеты Ту-160, Ту-95,  таким образом, части и соединения 30-ой ВА были разбросаны  на территории от Тихого океана до Волги.

Irk av str istor-07Первым Командующим 30-ой ВА ВГК (СН) был назначен Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации (впоследствии - генерал-полковник) Владимир Михайлович Безбоков. После его ухода, на пенсию, Командующими были  генералы И.М.Калугин (1985-89г), В.С. Иванов (1989-90г), Л.Е.Столяров (1990-92г) и М.М.Опарин (1992-94г).

Первыми заместителями Командующих были генералы Балихин Б.В., Константинов Б.А., Иванов В.С. и Бредихин П.Т.

Членами Военного совета - начальниками политотдела - полковник Сидоров С.М., генералы Субботин В.С. и   Помыткин В.П.

Начальниками штаба ВА были генералы Федосеев Ю.А., Проскурнин А.А. и Колмыков Н.И.

Заместителями Командующего по боевой  подготовке – генералы  Штурбин, Иванов П.М., Опарин М.М., Попов Н.В.

Заместителями Командующего по ИАС - Главными инженерами армии были генералы Недовесков Б.В., Ишутко В.Д., полковники  Ткаченко В.С., Фурса В.П., Лесков В.Е.

Заместителями Командующего по тылу – начальниками тыла ВА –полковник Каптусаров А.А. и генерал Шпика В.Д.

В 1994 году 30 ВА ВГК(СН) была реорганизована.