21 июня 2018 г. исполняется 60 лет с момента первого полёта самолёта Ту-22 (машина «105», изделие «А», изделие «Ю», по кодификации НАТО: Blinder) - первого советского дальнего сверхзвукового бомбардировщика конструкции КБ Туполева. Самолёт строился в вариантах бомбардировщика, ракетоносца, разведчика и постановщика помех. Предназначался для замены бомбардировщика Ту-16. Затем был заменён семейством бомбардировщиков Ту-22М.
25 января 2018 г. на Казанском авиационном заводе имени Горбунова прошел демонстрационный полет нового сверхзвукового стратегического ракетоносца Ту-160М "Петр Дейнекин". Первый по программе воспроизводства Ту-160М приступил к летным испытаниям.
65 лет назад, 20 января 1953 г., состоялся первый полет советского стратегического реактивного бомбардировщика М-4 (самолёт «25»; изделие «103»; по кодификации НАТО: Bison - «Бизон»). Самолет начал поступать на вооружение в ВВС СССР на несколько месяцев раньше своего прямого конкурента – стратегического бомбардировщика США B-52. С момента принятия Постановления правительства о создании ОКБ-23 В.М. Мясищева и разработке стратегического реактивного бомбардировщика прошёл всего один год и десять месяцев!
В начале 50-х годов XX столетия международная обстановка в мире была весьма напряжённой. Вооружённым силам СССР требовался межконтинентальный носитель оружия. 11 июля 1951 г. вышло постановление Совета Министров СССР, в котором ОКБ А.Н. Туполева поручалось начать проектирование нового скоростного стратегического бомбардировщика. 12 ноября 1952 года экипаж летчика-испытателя А. Д. Перелёта совершил первый полёт на опытном образце «Ту-95/1».
70 лет назад, 3 июля 1947 г. экипаж Н.С. Рыбко приступил к испытаниям первого стратегического бомбардировщика – носителя ядерного оружия Ту-4. Серийно самолёт производился с 1948 по 1952 год, было выпущено 847 машин. До 1960 г. они стояли на вооружении ВВС СССР.
27 декабря 1936 года, состоялся первый полет крупнейшего советского самолета 30-х годов - АНТ-42 или ТБ-7. В 1942 г. самолет получил название Пе-8 в честь своего ведущего конструктора Владимира Михайловича Петлякова.
Самолет этот ознаменовал собой переход от медленных гофрированных бомбовозов (как тогда официально называли бомбардировщики) к высотным скоростным дальним самолетам с обтекаемыми формами фюзеляжа.
Ту-22 строились на Казанском заводе № 22 с 1959 года по декабрь 1969 года. В процессе производства самолёт в документации именовался как "изделие А" и "изделие Ю". В ВВС СССР имел прозвище «Шило» (за форму фюзеляжа) и «Людоед» (за высокую аварийность), код НАТО-Blinder. Всего было изготовлено 311 самолётов этого типа в различных модификациях. Об этом и многом другом Вы можете узнать, прочитав книгу (240 листов формата А-4) В. Марковского и И. Приходченко.
Верховный главнокомандующий принял решение о возобновлении производства стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160М. По словам главкома ВВС генерал-полковника Виктора Бондарева, будет закуплено не менее пятидесяти этих самолетов.
![]() |
1-й полёт |
1981 г. |
Экипаж |
4 человека |
|
Произведено |
30 самолетов |
|
Годы в ВВС |
1987 - н.в. |
|
Длина, м |
54 |
|
Крыло, м |
56 |
|
Взлётный вес, кг |
275000 |
|
Скорость, км/ч |
2000 |
|
Высота полёта, м |
16000 |
|
Дальность полёта, км |
14000 |
|
Бомбы, кг |
12 Х-55 |
![]() |
1-й полёт |
1983 г. |
Экипаж |
6-7 человек |
|
Произведено |
45 самолетов |
|
Годы в ВВС |
1986 - ... |
|
Длина, м |
47 |
|
Крыло, м |
51 |
|
Взлётный вес, кг |
190000 |
|
Скорость, км/ч |
850 |
|
Высота полёта, м |
12000 |
|
Дальность полёта, км |
10000 |
|
Топливо, л |
37000 |
![]() |
1-й полёт |
1969 г. |
Экипаж |
4 человек |
|
Произведено |
210 самолетов |
|
Годы в ВВС |
1974 - н.в. |
|
Длина, м |
42 |
|
Крыло, м |
34 |
|
Взлётный вес, кг |
124000 |
|
Скорость, км/ч |
2300 |
|
Высота полёта, м |
13300 |
|
Дальность полёта, км |
3800 |
|
Бомбы, кг |
3 Х-22 |
![]() |
1-й полёт |
1963 г. |
Экипаж |
4 человек |
|
Произведено |
45 самолетов |
|
Годы в ВВС |
1963 - н.в. |
|
Длина, м |
42 |
|
Крыло, м |
29 |
|
Взлётный вес, кг |
44200 |
|
Скорость, км/ч |
850 |
|
Высота полёта, м |
11800 |
|
Дальность полёта, км |
3400 |
|
Бомбы, кг |
- |
![]() |
1-й полёт |
1958 г. |
Экипаж |
3 человека |
|
Произведено |
311 самолетов |
|
Годы в ВВС |
1962 - 1994 гг. |
|
Длина, м |
41 |
|
Крыло, м |
24 |
|
Взлётный вес, кг |
92000 |
|
Скорость, км/ч |
1540 |
|
Высота полёта, м |
13200 |
|
Дальность полёта, км |
5800 |
|
Бомбы, кг |
Х-22 |
![]() |
1-й полёт |
1953 г. |
Экипаж |
7 человек |
|
Произведено |
126 самолетов |
|
Годы в ВВС |
1954 - 1994 гг. |
|
Длина, м |
49 |
|
Крыло, м |
52 |
|
Взлётный вес, кг |
190000 |
|
Скорость, км/ч |
970 |
|
Высота полёта, м |
12700 |
|
Дальность полёта, км |
11870 |
|
Бомбы, кг |
24000 |
![]() |
1-й полёт |
1952 г. |
Экипаж |
8 человек |
|
Произведено |
170 самолетов |
|
Годы в ВВС |
1955 - н.в. |
|
Длина, м |
49 |
|
Крыло, м |
50 |
|
Взлётный вес, кг |
185000 |
|
Скорость, км/ч |
830 |
|
Высота полёта, м |
10500 |
|
Дальность полёта, км |
10500 |
|
Бомбы, кг |
20000 |
![]() |
1-й полёт |
1952 г. |
Экипаж |
6 человек |
|
Произведено |
1507 самолетов |
|
Годы в ВВС |
1953 - 1992 гг. |
|
Длина, м |
35 |
|
Крыло, м |
33 |
|
Взлётный вес, кг |
75800 |
|
Скорость, км/ч |
1050 |
|
Высота полёта, м |
12800 |
|
Дальность полёта, км |
5640 |
|
Бомбы, кг |
9000 |
![]() |
1-й полёт |
1947 г. |
Экипаж |
11 человек |
|
Произведено |
847 самолетов |
|
Годы в ВВС |
1948 - 1960 гг. |
|
Длина, м |
30 |
|
Крыло, м |
43 |
|
Взлётный вес, кг |
55000 |
|
Скорость, км/ч |
520 |
|
Высота полёта, м |
11200 |
|
Дальность полёта, км |
5100 |
|
Бомбы, кг |
8000 |
![]() |
1-й полёт |
1939 г. |
Экипаж |
5-6 человек |
|
Произведено |
862 самолета |
|
Годы в ВВС |
1942 - 1953 гг. |
|
Длина, м |
16 |
|
Крыло, м |
21 |
|
Взлётный вес, кг |
16360 |
|
Скорость, км/ч |
430 |
|
Высота полёта, м |
7400 |
|
Дальность полёта, км |
2150 |
|
Бомбы, кг |
1800 |
![]() |
1-й полёт |
1936г. |
Экипаж |
11 человек |
|
Произведено |
93 самолета |
|
Годы в ВВС |
1940 - 1946 гг. |
|
Длина, м |
24 |
|
Крыло, м |
39 |
|
Взлётный вес, кг |
28200 |
|
Скорость, км/ч |
420 |
|
Высота полёта, м |
7800 |
|
Дальность полёта, км |
5140 |
|
Бомбы, кг |
7000 |
![]() |
1-й полёт |
1940 г. |
Экипаж |
4-5 человек |
|
Произведено |
462 самолета |
|
Годы в ВВС |
1940 - 1946 гг. |
|
Длина, м |
16 |
|
Крыло, м |
23 |
|
Взлётный вес, кг |
14150 |
|
Скорость, км/ч |
420 |
|
Высота полёта, м |
7700 |
|
Дальность полёта, км |
5000 |
|
Бомбы, кг |
4000 |
![]() |
1-й полёт |
1936 г. |
Экипаж |
3-4 человека |
|
Произведено |
6785 самолетов |
|
Годы в ВВС |
1937 - 1948 гг. |
|
Длина, м |
15 |
|
Крыло, м |
21 |
|
Взлётный вес, кг |
10150 |
|
Скорость, км/ч |
430 |
|
Высота полёта, м |
9700 |
|
Дальность полёта, км |
3300 |
|
Бомбы, кг |
2500 |
![]() |
1-й полёт |
1939 г. |
Экипаж |
4 человек |
|
Произведено |
4863 самолета |
|
Годы в ВВС |
1939 - 1980 гг. |
|
Длина, м |
20 |
|
Крыло, м |
29 |
|
Взлётный вес, кг |
11700 |
|
Скорость, км/ч |
295 |
|
Высота полёта, м |
4200 |
|
Дальность полёта, км |
2150 |
|
Бомбы, кг |
1000 |
![]() |
1-й полёт |
1929 г. |
Экипаж |
4 человек |
|
Произведено |
406 самолетов |
|
Годы в ВВС |
1931 -1936 гг. |
|
Длина, м |
15 |
|
Крыло, м |
23 |
|
Взлётный вес, кг |
6130 |
|
Скорость, км/ч |
240 |
|
Высота полёта, м |
6000 |
|
Дальность полёта, км |
1680 |
|
Бомбы, кг |
192 |
![]() |
1-й полёт |
1930 г. |
Экипаж |
8-10 человек |
|
Произведено |
819 самолетов |
|
Годы в ВВС |
1932 - 1946 гг. |
|
Длина, м |
25 |
|
Крыло, м |
42 |
|
Взлётный вес, кг |
22000 |
|
Скорость, км/ч |
290 |
|
Высота полёта, м |
8000 |
|
Дальность полёта, км |
2470 |
|
Бомбы, кг |
5000 |
![]() |
1-й полёт |
1925 г. |
Экипаж |
5 человек |
|
Произведено |
216 самолетов |
|
Годы в ВВС |
1929 - 1932 гг. |
|
Длина, м |
18 |
|
Крыло, м |
29 |
|
Взлётный вес, кг |
8800 |
|
Скорость, км/ч |
190 |
|
Высота полёта, м |
4700 |
|
Дальность полёта, км |
1350 |
|
Бомбы, кг |
1200 |
![]() |
1-й полёт |
18 сентября 1923 г. |
Экипаж |
4-5 человек |
|
Произведено |
23 самолета |
|
Годы в ВВС |
1925 - 1928 гг. |
|
Длина, м |
16 |
|
Крыло, м |
30 |
|
Взлётный вес, кг |
6500 |
|
Скорость, км/ч |
190 |
|
Высота полёта, м |
4500 |
|
Дальность полёта, км |
720 |
|
Бомбы, кг |
650 |
![]() |
1-й полёт |
1913г. |
Экипаж |
6 человек |
|
Произведено |
80 самолетов |
|
Годы в ВВС |
1913 - 1923 гг. |
|
Длина, м |
17 |
|
Крыло, м |
31 |
|
Взлётный вес, кг |
5400 |
|
Скорость, км/ч |
115 |
|
Высота полёта, м |
3400 |
|
Дальность полёта, км |
570 |
|
Бомбы, кг |
410 |