logoDA-SVlogoSVDA

tu-160

1-й полёт

1981 г.
Пилот - Веремей Б.И.

Экипаж

4 человека

Произведено

30 самолетов

Годы в ВВС

1987 - н.в.

Длина, м

54

Крыло, м

56

Взлётный вес, кг

275000

Скорость, км/ч

2000

Высота полёта, м

16000

Дальность полёта, км

14000

Бомбы, кг

12 Х-55

 

ТУ-160. ОКБ Туполева А.Н.. Стратегический сверхзвуковой бомбардировщик и ракетоносец является самым крупным в истории военной авиации самолётом с изменяемой геометрией крыла, самым мощным и самым тяжёлым боевым самолётом в мире, обладает крупнейшей среди бомбардировщиков максимальной взлётной массой и боевой нагрузкой. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь».

В начале 1975 г. началась разработка эскизного проекта самолета. Первый вариант Ту-160 имел аэродинамическую схему «бесхвостка» с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа. используя задел предыдущих проектов - бомбардировщика Ту-135 (нереализованного) и пассажирского Ту-144. Но такой подход не отвечал требованиям ВВС, оговаривавшим широкий диапазон возможностей будущей машины - от скоростного полета у земли при прорыве к цели до продолжительного крейсерского на высоте. Поэтому начались работы над вариантом с крылом изменяемой геометрии. Для этой цели была сформирована специальная Государственная программа новых технологий в металлургии, непосредственно координируемая тогдашним министром авиапромышленности П.В.Дементьевым.

Несмотря на отказ от прямого развития схемы Ту-144, опыт его разработки и серийного производства нашли применение и на Ту-160. К их числу относятся: опыт проектирования конструкций с большим ресурсом работы в условиях длительного сверхзвукового полета; разрабка эффективной теплозащиты конструкции планера самолета, его систем и оборудования в условиях длительного кинетического нагрева; элементы интегральной аэродинамической компоновки, объединившей фюзеляж и наплывную часть крыла в единый агрегат. Такая компоновка решила триединую задачу - обеспечила высокое весовое совершенство, улучшила несущие свойства и позволила, благодаря большим внутренним объемам, разместить значительную массу груза и топлива. В двух внутрифюзеляжных отсеках может размещаться до 40 тонн вооружения, включающее несколько видов управляемых ракет, корректируемых и свободнопадающих авиабомб и других средств поражения как в ядерном, так и в обычном снаряжении.

Первый полёт выполнил экипаж летчика-испытателя Б.И. Веремея 19 декабря 1981 года. Первые 2 серийные машины поступили в 184 тбап Прилуки 17 апреля 1987 года. В августе 1988 г.- первый публичный показ в Кубинке министру обороны США Ф.Карлуччи. Первый пуск в ДА ракеты Х-55 состоялся 22 декабря 1992 г. в 184 тбап - экипаж А.Д. Жихарева. 10 июня 2010 года — рекорд полета на максимальную дальность установили два стратегических бомбардировщика Ту-160. Продолжительность полета ракетоносцев составила 24 часа 24 минуты, при этом дальность полета составила 18 тыс. километров.