logoDA-SVlogoSVDA

В 1938 г. на базе 11-й тяжелобомбардировочной бригады, входившей в состав АОН-1, сформирован 42 дальнебомбардировочный авиационный полк. Из 42 и 7 дбап формируется 64 тяжелобомбардировочная авиабригада в составе АОН-2.

КРАТКИЙ БОЕВОЙ ПУТЬ 
171 гвардейского тяжелого бомбардировочного авиационного
Смоленско-Берлинского Краснознаменного полка
Дальней Авиации 

С 1936г. на основании Приказов Наркомата Обороны начинается формирование авиационных Армий Особого Назначения. В январе приказом №0001 сформирована АОН-1 (штаб в г.Москва), затем приказом № 0017 в мае 1938г. формируются АОН-2 (штаб в г.Воронеж, командующий комбриг Герой Советского Союза И.И. Проскуров) и АОН-3 (штаб в Ростове). Этими же приказами устанавливался полковой состав сформированных армий, т.е. осуществлялся переход ВВС РККА на полковую систему организации и управления авиационными частями.

Армии особого назначения являлись авиационными соединениями резерва Главнокомандования ВС СССР, в его непосредственном подчинении и предназначались  для совместных боевых действий с другими родами войск РККА, а так же для ведения самостоятельных оперативных и стратегических боевых операций.

В 1938г. на базе 11-й тяжелобомбардировочной бригады, входившей в состав АОН-1, сформирован 42 дальнебомбардировочный авиационный полк. Приказ личному составу зачитан на построении полка на аэродроме «А» в Воронеже 18 июля 1938г. Из 42 и 7-го дбап формируется 64 тяжелобомбардировочная авиабригада в составе АОН-2. Полки переходят на новую технику, вместо устаревших ТБ-3 личный состав активно осваивает бомбардировщик ДБ-3.

В январе 1940г. 42 дбап в составе 27 дальнебомбардировочной авиадивизии переводится в Ленинградский военный округ на аэродром Кречевицы Новгородской обл.

С 20 января по 13 марта 1940 г. участвует в финской кампании в составе  ВВС Северо-Западного фронта. Командиры  полка – майор Вязников, затем Аверьянов.Командиры эскадрилий: капитаны:Тимофеев, Бабенко А.Д., майорПлескачев, старшие лейтенанты:Бирюков С.К., Цветков  П.М. Штурман полка майорСоколов, зам. командира полка (инспектор по технике пилотирования) капитанБелых З. А. Комиссар полка Смирнов.

В марте 1940г. полк перебазируется в Азербайджан под Кировабад.

В период с 23 июля по 29 июля 1941 года на основании приказов Командующего Зак. ВО № 0008 от 23.07.1941 г. и Командующего ВВС Зак. ВО №0012 от 23.07.1941 г. и № 0015 от 26.07.1941 г. в г. Кировабад была сформирована 26«А» дальнебомбардировочная авиационная дивизия. Первым командиром дивизии стал майор М.М. Грабор. Дивизия формировалась путем дробления 42 дбап на два полка: 42 дбап и 42«А» дбап. На вооружении полков состояли самолеты ДБ-3, Ил-4 (ДБ-3Ф), Пе-2, Як-1.

13.08.1941г. на основании директив заместителя НКО СССР № Орг/3/538434 от августа 1941 г. и приказа Командующего Зак. ВО №0037 от 13.08.1941 г. дивизия была переименована в 133 авиационную дивизию, включающую в свой состав 42 и 455 (бывший 42«А» дбап).

В августе 1941г. 42 дбап выполнял боевые задачи на территории Ирана с аэродрома Кировабад.

11 октября 1941г. 133 авиадивизия в полном составе перелетела в район Ярославля.  Дивизию возглавил полковник В.Ф. Дрянин, 42 полком командовал капитан А.Д. Бабенко. Дивизия принимала непосредственное участие в обороне Москвы и в разгроме гитлеровцев под Москвой, выполняя боевые вылеты, отражая удары на Москву, Калинин, Клин, Можайск.

171 tbap-02Дрянин В.Ф. 171 tbap-03Бабенко А.Д.

В марте 1942г., после организации Авиации Дальнего Действия, 133 авиадивизия была преобразована в 36 авиационную дивизию дальнего действия, состоящую из 42 и 455 авиаполков ДД.

36 ад ДД принимала активное участие в Сталинградской битве, а часть лучших экипажей были командированы на север в район Мурманска для обеспечения прохождения морских конвоев союзников.

В апреле 1943г.  из части личного состава 42 ап ДД формируется 108 ап ДД, командиром которого назначается Герой Советского Союза С.К. Бирюков. До сего момента Серафим Кириллович был заместителем у А.Д. Бабенко, а начинал службу рядовым летчиком в 42 полку с момента его основания.

171 tbap-04

Капитан Бирюков С.К. и майор Бабенко А.Д.

25 сентября 1943г. за активное участие в освобождении Смоленска 36 авиадивизии дальнего действия присвоено почетное наименование Смоленская, а за проявленный героизм, мужество и отвагу личного состава дивизии в борьбе с немецкими захватчиками 5 ноября 1944г была награждена орденом Красного Знамени. В связи с этим  была переименована в 36 бомбардировочную Смоленскую Краснознаменную авиационную дивизию. Это случилось после реорганизации АДД в 18 Воздушную Армию, которая формально была подчинена руководству ВВС РККА, а на деле так и осталась в распоряжении Ставки ВГК.

18 сентября 1943г 42 авиаполк дальнего действия за героизм, проявленный личным составом в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, награжден орденом Красного Знамени и 25 сентября 1943г. за активное участие в освобождении Смоленска полку присвоено почетное наименование Смоленский. К этому времени полком уже командовал подполковник С.К. Бирюков.

19 августа 1944г. полк стал гвардейским и был преобразован в 28 гвардейский Смоленский  Краснознаменный авиационный полк дальнего действия.

1 мая 1945 г. 28 гвардейский Смоленский  Краснознаменный авиаполк произвел заключительный боевой вылет в составе дивизии на бомбардировку Свинемюнде – германской крепости на Балтийском море, охранявшей доступ к Штеттину, прикрывавшей пролив между островами Узедом и Воллин.

За участие в берлинской операции полк получил новое название: 28 гвардейский бомбардировочный Смоленско-Берлинский Краснознаменный авиационный полк дальнего действия.

171 tbap-05

Командир полка Герой Советского Союза подполковник С.К. Бирюков
беседует с командиром звена Н. Новожиловым.

Окончание войны полк встретил на аэродроме Мендзыржеч в Польше. На вооружении полка на тот момент состояли самолеты Ил-4.

С 21 января 1946г. на основании директив ГШ КА № Орг/10/88956 от 15.12.1945 г., ГШ ВВС КА № 64/026 от 25.12.1945 г. и командующего 18 ВА № 60 от 09.01.1946г. 36 бад была переименована в 57 бомбардировочную авиационную дивизию ДА. Ее управление было переведено на штаты мирного времени, а 28 гв. ап ДДпереформирован в 171 гвардейский бомбардировочный Смоленско-Берлинский Краснознаменный авиационный полк ДА.  В состав 57 дивизии в это время входили: 108, 109, 171 гв. и 240 гв. полки.

На основании директивы ГШ ВС СССР № Орг/5/386113 от 04.02.1950 г. и директивы командующего ДА № 1805627 от 17.02.1950 г. в связи с перевооружением на самолеты Ту-4 57 бад была переименована в 57 тяжелую бомбардировочную авиационную дивизию, а входящие в состав дивизии полки (на тот момент 170, 171 и 240) были переименованы в тяжелые бомбардировочные. В этот период полк базировался на аэродроме Новозыбков в Брянской обл.

На основании приказа Военного Министра СССР № 03417 от 26.12.1950 г. в январе 1951 г. 171 гв. тбап в составе 57 тбад передислоцирован к новому месту базирования на аэродром Быхов, Белорусская ССР. Командиром полка на тот момент был подполковник А. Липашов. В Быхове полк завершил перевооружение на самолеты Ту-4 и имел по штату 24 бомбардировщика.

171 tbap-06

На стоянке полка.

171 tbap-07

Уржунцев К.И.

18 октября 1951г. сводный экипаж самолета Ту-4 под командованием заместителя командира 171 гв.тбап по летной подготовке, Героя Советского Союза подполковника Уржунцева К.И. (штурман-бомбардир капитан Давыдов Б.Д. – 203 гв.тбап) произвел первый в истории СССР сброс атомной бомбы РДС-3 с высоты 10 000 м на полигоне №71 в Семипалатинске.

В 1952г. 171 гв. тбап выводится из состава 57 тбад (которая с февраля 1955г. передана в состав ВВС Балтийского флота и преобразована в 57 минно-торпедную авиационную дивизию дальнего действия-мтад дд), передислоцируетя на аэродром Зябровка, Гомельской обл. и вводится в состав 45 гв. тбад совместно с 52 гв. тбап (Мачулищи) и 203 гв. тбап (Барановичи).

В 1949г. ОКБ А.С. Яковлева в целях увеличения дальности полета истребителей сопровождения, разработало систему буксировки истребителя бомбардировщиком Ту-4 на тросе длиной 100-150м. Сцепка производилась по схеме «конус-гарпун». Система получила название «Бурлаки».

Приказом командующего 50 ВА ДА генерал-лейтенанта авиации Николаенко для проведения войсковых испытаний были назначены на самолеты МиГ-15бис десять экипажей 1 эскадрильи 439 иап 144 иад, а на самолеты Ту-4 пять экипажей 3 эскадрильи 171 гв. тбап, командир эскадрильи майор Палагин Н.К.

171 tbap-08

Палагин Н.К.

В течение двух месяцев летчики в полном объеме опробовали систему "Бурлаки" на всех возможных режимах, о чем свидетельствует количество полетов и сцепок, а также время, проведенное в воздухе. За период войсковых испытаний на самолетах Ту-4, без отрыва от основного плана БП, выполнили 65 полетов с общим налетом 254 ч 08 мин. (из них ночью - 8 полетов с общим налетом 24 ч 36 мин.). В общей сложности было выполнено 142 сцепки (125 днем и 17 ночью), в том числе 47 групповых в составе отряда (из них 6 ночью) и 17 сцепок в составе эскадрильи.

171 tbap-09

Воздушные поезда в полете.

В рамках программы «Бурлаки» отрабатывалась также возможность дозаправки самолетов топливом в воздухе по схеме «конус-гарпун».

171 tbap-10

Ту-4 выпускает буксировочный и заправочный конусы

В конце 1952г. полк переводится на аэродром Барановичи, где впоследствии начинает осваивать новую матчасть – реактивный самолет Ту-16. К началу 1957г. Ту-16 становится основным типом самолетов в полку.

171 tbap-11

Подготовка к параду в Тушино (авг. 1955г.). 
Командир 45 гв.тбад п-к Лукин В.И. инструктирует ком. состав полков дивизии.
(третий слева – ком. 171 гв.тбап п/п-к Липашов)

171 гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный Смоленско-Берлинский Краснознаменный полк, 45 тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии, 6 Отдельного тяжелого бомбардировочного авиационного корпуса Дальней Авиации - заслуженный безаварийный полк, участник многих событий того времени, неоднократный участник воздушных парадов в Москве в Тушино и над Красной площадью, закончил свой боевой путь осенью 1961 г. Командовал полком в этот период полковник Пожидаев, заместители п/пк Палагин и п/пк Гамала.

Как когда-то в далеком 1938г. в Воронеже, на аэродроме Барановичи при развернутом Знамени части построен полк, но уже совсем по другому поводу. Личному составу был зачитан приказ, который начинался такими словами: «На основании закона «О новом значительном сокращении Вооруженых сил СССР …»».

Приказ зачитывал заместитель командующего ДА генерал-майор Бирюков С.К. Во время чтения с трудом сдерживал эмоции. Волнение выдавал изменившийся вдруг голос. Когда же Знамя полка снимали с древка, слез уже не скрывал, как и большинство офицеров, стоящих в строю …

После расформирования часть личного состава была переведена в другие полки, а значительная часть уволена в запас.

Бывшие заместители командира 171 гв. тбап п/п-ки Палагин Н.А. и Гамала А.К. были назначены командирами 121 гв. тбап и 203 гв. тбап соответственно. Им достался один из самых сложных периодов за всю послевоенную историю полков – освоение сверхзвукового Ту-22.

171 tbap-12

Третья АЭ - последний раз вместе.