logoDA-SVlogoSVDA

8 января 2019 года исполняется 130 лет со дня рождения одного из выдающихся русских летчиков, первопроходца Дальней авиации, полковника Российской императорской армии Башко Иосифа Станиславовича.

Он родился 27 декабря 1888 года (8 января 1889 года) в деревне Кастир, Яшмуйжской волости, Двинского уезда, Витебской губернии. Родом из латгальских крестьян. Окончил Николаевское инженерное училище, а затем Авиационный отдел  офицерской воздухоплавательной школы. Служил в авиационной роте. Вскоре был направлен для работы инструктором.

8 октября 1914 г. прикомандирован к Эскадре Воздушных Кораблей «Илья Муромец», где прошел путь от помощника командира Воздушного корабля – до командира боевого отряда.

130 лет Башко 02

С 13 декабря 1914 г. по 11 мая 1915 года в составе ЭВК в Яблонне, действовал на фронте 1-й и 2-й армий. С 27 марта 1915 г. временно командующий «ИМ-Киевский», 11.05.1915 г. с экипажем воздушного корабля командирован на боевую базу в г. Львов. Совершил перелет Яблонна-Львов. С 11.05. по 11.07.1915 г. находился на фронте 3-й армии. с 28 мая 1915 – командир Воздушного корабля «Илья Муромец-Киевский».

Боевая работа шла хорошо, но легко не давалась. Дважды самолет подбивали, но всегда удавалось дотянуть до своего аэродрома. 5 июля 1915 во время совершения боевого вылета был атакован тремя немецкими истребителями. Получил ранения « в область правого виска, правое ухо и правое колено». 11.07.1915 г. эвакуирован для лечения в г. Петроград. 30.07.1915 г. прибыл по выздоровлению. 30.09.1915 г. командирован на боевую базу в Зегевольд. С 30.09 по 08.10.1915 участвовал в операциях на фронте 12-й армии. 14 декабря 1915 г. вошел в состав 1-го боевого отряда ЭВК. С 17.12.1915 г. по 23.04.1916 г. действовал на фронте 7-й армии. С 04.04.1916 – начальник 3-го боевого отряда Эскадры.

130 лет Башко 03

8 апреля 1916 года при взлете в м. Колодзиевка потерпел аварию и получил при ударе воздушного корабля об землю «сотрясение мозга, сильные ушибы ребер и правой стороны груди». С 14 июня 1916 г. по 6 апреля 1917 года участвовал в составе своего боевого отряда в операциях на Западном фронте. 19 июля 1917 года при производстве бомбометания в районе Васильковцев был атакован неприятельским истребителем, выдержал долгий и тяжелый бой, после чего возвратился на базу на двух моторах. В воздушных боях экипаж Башко сбил 3 неприятельских истребителя. В августе 1917 года произведен в чин полковника.

130 лет Башко 04

В январе 1918 г. общим собранием чинов 3-го боевого отряда был утвержден в должности начальника боевого отряда и одновременно избран командиром Воздушного корабля «Илья Муромец-Киевский». 20.02.1918 г. совершил перелет Станьково-Бобруйск. 21.02.1918 г. во время бегства частей русских армий Западного фронта, ввиду порчи одного из моторов воздушного корабля «Илья Муромец-Киевский», был вынужден совершить посадку в расположении 1-го Польского корпуса генерала И.Р. Довбор-Мусницкого. 23.05.1918 года во время разоружения частей 1-го Польского корпуса германскими войсками, прорвавшими фронт, не желая сдаваться в плен, вылетел из Бобруйска на неисправном самолёте. Послепяти часов полёта потерпел аварию в Юхновском уезде Смоленской губернии. При падении получил контузию. Был арестован «Юхновским совдепом по подозрению в шпионаже», препровождён под конвоем в город Москву. В начале июля освобожден «как офицер, имеющий рабоче-крестьянское происхождение». С 08.07.1918 года – командующий Северной группой Воздушных кораблей, затем на различных командных должностях в Авиационной группе Воздушных кораблей РКК ВВФ.

12 мая 1921 года откомандирован в Ставропольский уездный военный комиссариат, - «для увольнения со службы». Как «уроженец Латвии» 12 июля 1921 года возвратился в Латвию. 22.07.1921 г. поступил на работу по вольному найму в Латвийский авиационный дивизион. Был прикомандирован в качестве офицера-инструктора и преподавателя теоретических дисциплин к авиационной школе. 09.10.1921 г. принят на службу в авиацию, переименован в чин полковника Латвийской армии. С 15.03.1922 г. - заведующий технической частью и оружием Авиационного дивизиона. С 16.03.1923 г.- командир Авиационного дивизиона, по совместительству и.о. командира Технической дивизии Латвийской армии. С сентября 1926 г., с переформированием Авиационного дивизиона в Авиационный полк, назначен его командиром. С января по август 1929 г. являлся слушателем Военных академических курсов. С 17.09.1929 г. - начальник штаба Технической дивизии и и.о. инспектора Латвийской авиации. С 27.11.1933 г. - командир Электротехнического дивизиона. С 01.02.1935 г. - начальник штаба Технической дивизии. 05.10.1937 г. Техническая дивизия переформирована в Батальон связи армии Латвии. С 18 февраля 1938 года - начальник авиации. Генерал (10.05.1940). Автор мемуаров о Первой мировой войне, которые были изданы в Латвии в 1939 году под заглавием « Над землей врага» Является создателем пособий и наставлений для летчиков Латвийской авиации. 13 августа 1940 уволен от службы «по болезни». После увольнения проживал в своем имении, в Яшмуйже. Во время оккупации Латвии гитлеровскими частями, отказался от сотрудничества с нацистами. В 1943 году из-за многочисленных травм, полученных в авиационных авариях, частично потерял зрение.

130 лет Башко 05Награжден орденами Св. Станислава 3-й ст. (21.10.1913), Св. Анны 3-й ст. (05.06.1914), Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» (10.06.1915), Св. Станислава 2-й ст. с мечами (10.06.1915), Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом ( (18.06.1915), Св. Георгия 4-й ст.(08.07.1915), Св. Анны 2-й ст.с мечами (28.11.1915), Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» (26.01.1917), Св. Владимира 3-й ст. с мечами и бантом (05.10.1917); Георгиевским оружием (26.04.1917). За период службы в Латвийской армии награжден: латвийским орденом «Трех звезд» 3-й ст. (1929), чехословацким орденом «Белого льва» 3-й ст. (1933), эстонским орденом «Орла» 3-й ст. (1933), финским орденом «Белой розы» 3-й ст. (1933), крестом Ватикана «Benemerenti» 2-й ст.(1933), польским орденом «Возрождения Польши» 3-й ст., латвийским «Крестом айзергов» (1935), латвийским орденом «Виестура» 2-й ст.(1939).

Славная биография героического русского летчика завершилась на его Родине 31 мая 1946 года. Доподлинно неизвестно, помнят ли этого великого гражданина отечества в Латвии. А летчики России помнят и чтут своего великого предшественника. Надеемся, что эта священная память сохранится в веках.