logoDA-SVlogoSVDA

Генерал-лейтенант Анатолий Жихарев: «Информация о ТТХ и компоновке Перспективного авиационного комплекса засекречена».

В декабре 2014-го Россия отметит столетие дальней авиации. Еще в середине 2000-х эксперты с тревогой говорили о старении парка, депрофессионализации летного состава и как следствие падении боевого потенциала ДА.

Высказывалось мнение, что дальняя авиация вообще не нужна России. А какова ситуация сегодня? На этот и другие вопросы в эксклюзивном интервью «Военно-промышленному курьеру» ответил командующий дальней авиацией генерал-лейтенант Анатолий Жихарев.

– Анатолий Дмитриевич, вы руководите дальней авиацией с 2009 года. В каком состоянии ее приняли? Чего стоили ДА реформы Сердюкова – Макарова?

– Прежде чем говорить о недавнем прошлом, давайте сразу напомним читателям «ВПК» такой факт. Обладая боевыми комплексами, предназначенными для применения самого мощного оружия, дальняя авиация входит в триаду стратегических ядерных сил и обеспечивает сдерживание потенциальных агрессоров.

"Основные трудности создания ПАК ДА – моральное отставание авиационных заводов от закладываемых инженерных решений."

В ближайшие годы планируется провести глубокую модернизацию стратегических ракетоносцев Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3, в результате чего самолеты получат современные двигатели, комплекс радиоэлектронного оборудования, будут оснащены новейшим ракетным вооружением. Причем эта модернизация уже началась, в чем лично убедился министр обороны Сергей Шойгу во время визита на Казанский авиационный завод (ОАО «КАПО им. С. П. Горбунова»), где недавно состоялся взлет первого модернизированного Ту-22М3.

Что касается недавних сложных лет, то в эпоху Сердюкова дальняя авиация, как и все Вооруженные Силы РФ, подверглась реформированию. В декабре 2009 года соединения и воинские части командования дальней авиации перешли на новую организационно-штатную структуру. К чему это привело?

Произошло укрупнение авиационных воинских частей. В частности, всю тыловую и связную составляющую включили в авиационную базу.

Командиры авиабаз стали выполнять несвойственные им задачи тыловой и связной составляющей. Сократилась численность личного состава подразделений, уменьшилось количество воинских частей. Понизились штатные категории и воинские звания, а это, к сожалению, привело к увольнению высококлассных специалистов. Нарушилась четкая система управления, так как вновь включенные в авиационные базы подразделения дислоцируются на больших расстояниях в разных регионах и военных округах.

В ходе проведения военной реформы министром обороны РФ Анатолием Сердюковым в дальней авиации произошли и структурные изменения:

  • с 27 апреля 2009 года управление 37-й ВА ВГК (СН) преобразовано в управление командования дальней авиации;
  • на базе управления 22-й гвардейской тяжелой бомбардировочной авиадивизии сформирована 6950-я гвардейская авиационная база (1-го разряда) в городе Энгельсе;
  • на базе 52-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиаполка и 840-го тяжелого бомбардировочного авиаполка сформирована 6951-я гвардейская авиационная база (1-го разряда) в населенном пункте Шайковка;
  • на базе управления 326-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии сформирована 6952-я авиационная база (1-го разряда) в населенном пункте Украинка;
  • на базе 200-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиаполка и 444-го тяжелого бомбардировочного авиаполка сформирована 6953-я гвардейская авиационная база (1-го разряда) в населенном пункте Белая Иркутской области;
  • с 1 сентября 2010 года осуществлено переподчинение 43-го Центра боевого применения и переучивания летного состава командования дальней авиации командованию 4-го ЦБП и ПЛС (4-й ГЦПАП МО РФ, Липецк);
  • с 1 декабря 2010 года 6950 и 6951-я гвардейские авиабазы переформированы в 6950-ю гвардейскую авиабазу, а 6952 и 6953-я авиабазы – в 6952-ю авиабазу;
  • 1 апреля 2011 года в состав 6950-й авиабазы включена авиационная эскадрилья Ту-22М3 морской авиации Северного флота с дислокацией на аэродроме Оленья Мурманской области. В состав 6952-й авиабазы включена авиационная эскадрилья Ту-22М3 морской авиации Тихоокеанского флота с дислокацией на аэродроме Каменный Ручей Приморского края, впоследствии передислоцирована на аэродром Белая.

Сейчас уже окончательно ясно, что далеко не все эти изменения пошли на пользу дальней авиации. Понятно, что хотелось сократить управленческое звено, уменьшить расходы на содержание инфраструктуры и жилого фонда. В мирное время это вполне разумно. Но, повторю, в военное время авиабазы, где сосредоточена немалая часть авиатехники, становятся хорошими мишенями для удара противника. А этого мы позволить не можем.

– Что изменилось с приходом нового министра обороны?

– С приходом Сергея Шойгу в дальней авиации постепенно все стало возвращаться, как говорится, на круги своя. А главное – с учетом перспектив ее реального развития и происходящих в мире изменений в военно-политической обстановке.

Произошли изменения:

  • с 15 декабря 2012 года в штат 6952-й авиационной базы (Украинка) включена авиационная комендатура (дислокация пгт Тикси, Булунский улус, Республика Саха (Якутия);
  • 11 сентября 2013 года в штат управления командования дальней авиации включена оперативная группа (дислокация – остров Котельный, Новосибирские острова, аэродром Темп), а в состав 6952-й авиабазы (1-го разряда) – авиационная комендатура (дислокация – остров Котельный, Новосибирские острова, аэродром Темп);
  • в конце 2013 года в состав командования дальней авиации вошли 43-й Центр боевого применения и переучивания летного состава и 27-й смешанный авиационный полк (Тамбов);
  • в 6950-ю авиабазу включены авиационные группы, дислоцированные в Энгельсе и на аэродроме Оленья;
  • авиагруппа (Рязань) преобразована в 203-й авиационный полк самолетов-заправщиков;
  • в 6952-ю авиабазу включена авиационная группа (Украинка).

В перспективе (с 2015 года) запланирован переход командования дальней авиации на структуру дивизия-полк. Воинским частям будут возвращены их почетные наименования.

– Один из серьезных вопросов для ДА – готовность к боевому применению ее авиационного парка. Каково состояние, в частности, основной ударной мощи ДА – стоящих на вооружении Ту-95МС и Ту-160?

– Стратегические самолеты, находящиеся на вооружении дальней авиации, были выпущены заводами в 80-х – начале 90-х. Ту-95МС – производства 1983–1991 годов, Ту-160 в основной массе выпущены с 1986 по 1994 год, кроме двух самолетов, которые мы получили в 2000 и 2008-м. Эксплуатация этих самолетов планируется до 40 лет и более. Поддержание исправности парка осуществляется силами личного состава инженерно-авиационной службы дальней авиации, сервисных бригад промышленности и конструкторского бюро ОАО «Туполев».

В ближайшие годы планируется провести модернизацию стратегических ракетоносцев. Данная работа будет выполняться в две очереди. В настоящее время промышленность приступила к модернизации первой очереди. В результате на Ту-160 и Ту-95МС будут заменены морально устаревшие системы и агрегаты, которые уже не ремонтируются и не производятся предприятиями. Это позволит поддержать эксплуатацию и повысить исправность самолетов еще на длительное время.

Одновременно конструкторскими бюро активно ведется разработка глубокой модернизации второй очереди. В результате самолеты получат новые двигатели НК-32 2-го этапа для Ту-160 и НК-12МПМ с «тяжелыми» винтами АВ-60Т для Ту-95МС. Также будет полностью заменен комплекс радиоэлектронного оборудования. Новые системы вооружения обеспечат применение перспективных образцов авиационных средств поражения. Все это вместе позволит увеличить срок службы самолетов, повысить боевые возможности и эффективность применения Ту-160 и Ту-95МС.

К слову сказать, американцы тоже не списывают со счетов своего ветерана – стратегический бомбардировщик В-52. Ровесник Ту-95 и 3М, он пережил не одну модернизацию и по-прежнему является эффективным боевым самолетом.

– Ситуация в мире, к сожалению, не становится лучше, особенно в связи с включением стран Восточной Европы в сферу деятельности НАТО и кризисом на Украине. Как Ту-160 и Ту-95МС могут выполнить боевые задачи в условиях развертывания третьего позиционного района ПРО?

– Не случайно новый этап расширения третьего эшелона ПРО в Восточной и Южной Европе наметился после событий на Украине, когда предпринимаемые США и ЕЭС санкции не принесли ожидаемых результатов. Очередной импульс активности в создании третьего позиционного района ПРО служит ярким подтверждением того, что наши заокеанские партнеры явно лукавят, когда утверждают, что все мероприятия США в области ПРО направлены исключительно против Ирана и Северной Кореи, никак не влияют на стратегический баланс с Россией.

Целью создания ПРО остается обеспечение защиты США и их союзников от ударов межконтинентальных баллистических ракет. В этой связи следует отметить, что стратегические самолеты дальней авиации России являются носителями крылатых ракет (КР) воздушного базирования, характеристики полета которых существенно отличаются от баллистических. КР способна выполнять полет по сложному маршруту, обходя защищенные районы, на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности, что значительно затрудняет ее обнаружение радарами на фоне подстилающей поверхности.

Имея на вооружении современные средства поражения, обладая высокой мобильностью носителей крылатых ракет, дальняя авиация способна, не покидая воздушное пространство нашей страны, под прикрытием средств ПВО наносить поражение целям, удаленным от района пуска ракет на многие тысячи километров. И потому представляет для противника серьезную угрозу, с которой нельзя не считаться.

– Ту-95МС и Ту-160 даже с новой электронной начинкой все-таки остаются машинами прошлого века. А что в перспективе? Как, например, идет работа над ПАК ДА? Какими будут его контуры и ТТХ? Какие проблемы придется решать на этом пути?

– Государственный контракт на выполнение эскизно-технического проектирования ПАК ДА заключен с ОАО «ОАК» 23 декабря 2013 года. По состоянию на апрель 2014-го рабочими группами на основе анализа инновационно-инвестиционных потребностей и достигнутого в авиационной и смежных отраслях промышленности научно-технологического уровня сформирован (с учетом опыта создания ПАК ФА) предварительный перечень программных мероприятий и определены первоочередные в обеспечение первого вылета ПАК ДА в 2019 году.

Информация о ТТХ и компоновке самолета по понятным причинам засекречена. Могу только сказать, что ПАК ДА будет иметь схему «летающее крыло», он будет дозвуковым и способным пролететь без дозаправки до 15 тысяч километров.

Основные трудности в процессе создания ПАК ДА, с которыми уже сталкиваются конструкторы, – моральное отставание производства российских авиационных заводов от инженерных решений, закладываемых в это высокотехнологичное изделие. Кроме того, так как ПАК ДА должен выполнять функции как стратегического ракетоносца, так и дальнего бомбардировщика, в его арсенале будет очень широкий перечень вооружения. Это создаст определенные сложности при определении компоновки самолета и согласовании различных его систем.

– Вы уже упомянули о Ту-22М3. Какие задачи решают они сегодня, намного ли хватит их ресурса и что готовится им на смену?

– Дальние бомбардировщики Ту-22М3 предназначены для решения задач в оперативно-тактической глубине и являются, можно сказать, универсальным боевым средством. Объектами поражения для них могут служить как наземные, так и морские цели, чему во многом способствуют широкие возможности выбора применяемого оружия – от авиационных бомб различных калибров до авиационных управляемых ракет класса «воздух-поверхность».

В ходе мероприятий боевой подготовки соединений дальней авиации экипажи самолетов Ту-22М3 решают учебно-боевые задачи по нанесению поражения авиационным базам, позициям пусковых установок ракет различного назначения, объектам энергетического комплекса, военного и экономического потенциала, выводу из строя коммуникаций и объектов системы управления. На море основное внимание уделяется учебным задачам по поражению авианосных ударных групп, конвоев и десантных отрядов, а также кораблей – носителей крылатых ракет морского базирования. Все мероприятия, как правило, предусматривают выполнение практических пусков ракет и бомбометаний на полигонах. В подавляющем большинстве случаев учебно-боевая работа экипажей «дальников» оценивается на «отлично».

В настоящее время ресурс Ту-22М3 израсходован примерно на 35–40 процентов, а возраст самолетов составляет от 17 до 32 лет. В целом эксплуатация Ту-22М3 планируется до 40–45 лет. Учитывая, что самый молодой самолет выпущен в 1997-м, данная техника будет летать до конца 2030-х годов.

Кроме того, дальний бомбардировщик Ту-22М3, как и стратегические самолеты, будет модернизирован в два этапа. На первом этапе он получит системы и агрегаты, которые позволят применять новое ракетное вооружение. Первые два самолета после модернизации придут в ВВС России в конце 2014 года. В настоящее время проводится теоретическое переучивание летного и инженерно-технического состава. На втором этапе Ту-22М3 будет полностью модернизирован, получит новое бортовое оборудование и перспективные средства поражения.

На замену самолетам Ту-22М3 планируется разрабатываемый сейчас ПАК ДА.

– Какие еще виды летательных аппаратов может получить дальняя авиация?

– В 2014 году дальняя авиация получит три вертолета Ми-26 для обеспечения функционирования полярных аэродромов. Два вертолета уже поступили из ОАО «Росвертол». В настоящее время летный и инженерно-технический состав проходит переучивание в ЦБП и ПЛС АА в Торжке.

В ближайшей перспективе планируются поставки нового самолета-заправщика Ил-78М2-90А, а также самолетов-заправщиков на базе Ил-96-400Т.

Ил-78М2-90А станет дальнейшим продолжением и заменой существующим Ил-78М. Расширенные возможности этих самолетов позволят увеличить дальность боевых ударных комплексов. Стратегический самолет-заправщик на базе Ил-96-400Т – совершенно новое слово в отечественном самолетостроении. О многом говорит хотя бы такой факт: по своим возможностям он способен в одном вылете отдать до 100 тонн топлива.

– Так уж складывается, что боевые возможности дальней авиации сегодня во многом зависят от работы промышленности. Каковы у вас отношения с предприятиями ОПК?

– Учитывая, что большая часть авиационной техники дальней авиации специфична и в других родах авиации не применяется, заводы, на которых она производится и ремонтируется, тесно взаимодействуют с нами. Мы регулярно выезжаем на предприятия для корректировки и согласования мероприятий государственного оборонного заказа. Такие заводы, как ОАО «КАПО им. С. П. Горбунова», ОАО «ТАНТК им. Бериева», ОАО «360 АРЗ», ОАО «Кузнецов», наши специалисты посещают практически ежемесячно. Эти рабочие встречи позволяют решить вопросы по поставке техники в ремонт и ее приемки, качества работ, согласовать графики доделок.

Еженедельно проводятся совещания в КБ «Туполев» с участием представителей ОАО «ОАК», ОАО «Туполев» и командования дальней авиации, на которых решаются оперативные задачи сервисного обслуживания наших самолетов.

Стали традицией мои ежемесячные встречи с президентом ОАО «ОАК» Михаилом Аслановичем Погосяном. Вопросы, обсуждаемые во время этих встреч, позволяют заранее увидеть проблемные моменты в наших взаимоотношениях и найти пути их решения.

При подготовке авиационной техники к участию в воздушном параде 9 мая представители конструкторских бюро, заводов промышленности находились непосредственно на аэродромах дальней авиации, где принимали активное участие в оценке технического состояния самолетов и допуске к воздушному показу в День Победы. Кстати, напомню такие цифры. За годы войны экипажи дальних бомбардировщиков совершили около 220 тысяч боевых вылетов, сбросили на войска и объекты противника 2 миллиона 276 тысяч бомб различного калибра. 269 представителей ДА стали Героями Советского Союза.

– Назовите проблемы, которые еще ждут своего решения?

– Было бы неправильно рассматривать дальнюю авиацию в отрыве от Вооруженных Сил в целом. Да, проблемы у нас есть, но они носят общий характер.

В 2013 году запущен механизм перехода на организационную структуру дивизия-полк. Мы возвращаемся к хорошо знакомому, давно опробованному устройству авиационных соединений и частей, но с некоторыми особенностями. Здесь возникает своя плоскость проблем. Это и недостаток подготовленных военных кадров, и частично утраченная преемственность поколений, и перераспределение функций управления.

До настоящего времени продолжает ощущаться провал в экономике 90-х годов прошлого столетия, когда военно-промышленный комплекс страны, борясь за существование, был не в состоянии в полном объеме обеспечивать потребности армии. На долгие годы дальняя авиация выпала из сферы внимания ремонтных заводов, что не могло не сказаться на исправности техники. Но эта проблема не осталась незамеченной руководством страны и Вооруженных Сил. Президент России Владимир Путин дал поручения руководителям Объединенной авиастроительной корпорации и Ростеха о принятии исчерпывающих мер, обеспечивающих достижение требуемого уровня исправности в дальней авиации. Эти вопросы находятся на контроле и у министра обороны генерала армии Сергея Шойгу.

Решение проблемы снижения исправности не ограничивается только увеличением объемов ремонта техники. Все образцы боевых самолетов дальней авиации будут подвергнуты модернизации. Работа в этом направлении уже началась. В результате мы не только получим требуемую исправность, но и существенно повысим боевой потенциал. Весь комплекс мероприятий позволит нам и впредь вносить свой весомый вклад в обеспечение обороноспособности страны вплоть до перевооружения на перспективный авиационный комплекс дальней авиации.

И самое последнее. Учитывая заслуги дальней авиации перед Отечеством, ее большую роль в обеспечении безопасности России в современном мире, командованием и Советом ветеранов ДА принято решение о создании памятника авиаторам-«дальникам» всех поколений. По согласованию с властями города Москвы его планируется установить в сквере Девичьего поля в III квартале 2014 года, недалеко от штаба дальней авиации.

logo VPK