logoDA-SVlogoSVDA

В ответ на испытание атомной бомбы в США 16 июля 1945 г., и ее применения по городам Хиросима и Нагасаки в Японии в августе 1945 г., руководство Советского Союза принимает ответные меры по обеспечению национальной безопасности.

Государственный Совет обороны 20 марта 1945 г. принимает решение «О реорганизации работ по атомной технике». Для реализации этого решения создается специальный комитет правительства и Первое главное управление. Развернулись работы по созданию ядерного оружия в СССР. 

В 1947 г. было принято решение о создании полигона для ядерных испытаний в р-не г. Семипалатинска (УП-2). 29 августа 1949 г. на Семипалатинском полигоне был испытан первый ядерный заряд РДС-1 в стационарном режиме. В 1951 г. в 16 ч 19 мин 24 сентября был произведен первый воздушный ядерный взрыв ядерного заряда РДС-2, установленного на 30-и метровой вышке. За время функционирования (1949-1989 гг.) на полигоне было проведено 466 ядерных испытаний, в том числе: 30 наземных, 88 воздушных и 348 подземных ядерных взрывов.

Значительная роль в испытании ядерного оружия и его применении отводилась Дальней авиации.

18 июля 1951 г. экипажи Уржунцева К.И и Усачева К.И. перелетели на Семипалатинский полигон для первого воздушного испытания ядерного заряда. 24.09.1951 г. экипажем Усачева К.И. на самолете Ту-4 было проверено воздействие воздушного ядерного взрыва (РДС-2) мощностью 38 кт на самолет и экипаж. В экипаж входили:

командир экипажа - капитан Усачев Константин Иванович;
штурман-навигатор - капитан Пастунин Алексей Алексеевич;
штурман-бомбардир - старший лейтенант Саблин Георгий Алексеевич;
помощник командира - старший лейтенант Куреев Василий Игнатович;
штурман-оператор - старший лейтенант Свечников Никита Иванович;
радист - старший сержант Золотарев Владимир Борисович;
бортинженер - старший техник лейтенант Черепанов Петр Порфирьевич;
командир огневых установок – ст.сержант Борздов Николай Дмитриевич;
борттехник - старший техник лейтенант Золотухин Филарет Иванович;
техник-испытатель – ст. техник лейтенант Благов Леонид Андреевич.

Особых затруднений в пилотировании самолета при световом излучении взрыва и воздействии ударной волны не возникло.

Экипажем ГСС подполковника Уржунцева К.И. на самолете Ту-4 18.10.1951 г. проведено первое воздушное испытание ядерного заряда (РДС-3) мощностью 42 кт. Состав экипажа:

командир экипажа - ГСС подполковник Уржунцев Константин Исаакович;
помощник командира - старший лейтенант Кошкаров Иван Михайлович;
штурман-навигатор - капитан Суворов Владимир Семенович;
штурман-бомбардир - капитан Давыдов Борис Дмитриевич;
штурман-оператор - старший лейтенант Кирюшкин Николай Дмитриевич;
радист - младший лейтенант Яковлев Владимир Владимирович;
бортинженер - майор АТС Трофимов Василий Николаевич;
командир огневых установок - рядовой Евгодашин Аркадий Федорович;
борттехник - старший техник лейтенант Кузнецов Аркадий Фёдорович;
инженер-оператор по работе с пультом управления изделием - инженер-испытатель старший техник лейтенант Стебельков Альвиан Николаевич.

Для надежности выполнения задания полет осуществлялся парой самолетов: в строю с самолетом-носителем находился самолет-дублер.

Посадка самолета-носителя прошла благополучно.

Все члены экипажа самолета-носителя Ту-4 и экипажа самолета-дублера Ту-4 были награждены орденами Советского Союза.

Советскими учеными к 1955 году была разработана термоядерная бомба, требовалось ее испытать. Подготовительные работы к этому эксперименту были закончены. По утвержденному руководством оперативному плану летные испытания РДС-37 были назначены на 20 ноября 1955 г. Первый контрольный полет выполнен 17 ноября экипажем Мартыненко В.Ф., а второй — 19 ноября экипажем Головашко Ф.П.

Успехи ученых в разработке термоядерных зарядов, подтвержденные натурными ядерными испытаниями, создали предпосылки для создания термоядерных зарядов значительно более мощных, чем были испытаны ранее в 1953–1955 гг. Было принято решение о разработке и изготовлении сверхмощного заряда и воздушных ядерных испытаниях его. Для супербомбы — «изделия 202» в качестве самолета-носителя был определен стратегический Ту-95.

yadern vzriv

Сброс 50-мегатонной водородной бомбы на полигоне Новая Земля 30 октября 1961 г.
с бомбардировщика Ту-95В. Задание выполнил экипаж Дурновцева А.Е.

Рисунок Владимира Ефремова

Проведенное испытание, с участием авиаторов Дальней авиации, подтвердило успехи наших ученых в области создания ядерного оружия. Взрыв такой мощности стал поводом задуматься о будущем человечества. Именно с него начался поворот в умах во всём мире.

Сегодня опасность ядерной катастрофы значительно снизилась, но не ликвидирована полностью.

В связи с этим по Указу Президента РФ и в настоящее время Дальняя авиация осуществляет воздушное патрулирование, представляя интересы России в различных регионах мира.