logoDA-SVlogoSVDA

В мае-июне 1942 года, по личному распоряжению И.В.Сталина, состоялся дипломатический визит Министра Иностранных дел СССР В.М. Молотова и сопровождающих его лиц в Лондон и Вашингтон. Это был первый полет члена Правительства СССР за рубеж.

na kriliyah ADD-02Выбор самолёта и маршрута полёта был поручен командующему авиации дальнего действия (АДД) генералу Голованову А.Е., который остановился на самом парадоксальном варианте: лететь без сопровождения истребителей на дальнем бомбардировщике Пе-8 из Москвы в Лондон, а потом через Исландию и Канаду - в США. Он считал эту трассу наиболее безопасной, потому что, даже если немецкая агентура каким-то образом узнает о готовящемся визите в Америку, то такой рискованный вариант русских вряд ли кому придёт в голову. Вариант маршрута через Аляску или Иран был отклонён.

na kriliyah ADD-03

На бомбардировщик Пе-8 (746-го авиаполка АДД), установили дополнительные баки с горючим и кислородные баллоны (Н полёта = 10000 метров).

na kriliyah ADD-04na kriliyah ADD-05

В центральном отсеке временно установили пассажирские сидения, пассажиров облачили в меховые комбинезоны и снабдили кислородными приборами. Температура за бортом доходила до - 50° С, в пассажирском салоне было также холодно.

na kriliyah ADD-06Командиром корабля Пе-8 для этого важного и опасного полёта был назначен майор Э.К. Пусеп. Еще в 1937 г. он участвовал в поисках пропавшего в Арктике экипажа С. Леваневского, вместе с полярными летчиками прокладывал сложные трассы над просторами советского Севера, летал в Англию.

В его экипаж вошли:
- второй пилот В.М. Обухов,
- штурманы С.М. Романов и А.П. Штепенко,
- бортовой техник А.Я. Золотарев и его помощник С.Н. Дмитриев,
- стрелок носовой башни И.П. Гончаров,
- радисты Б.Н. Низовцев и С.К. Муханов,
- воздушные стрелки Д.М. Кожин, П.В. Сальников, Г.Ф. Белоусов и В.И. Смирнов.

na kriliyah ADD-0719 мая с наступлением сумерек самолет с советской делегацией вылетел с аэродрома Быково, пересек линию фронта и территорию, оккупированную немцами, а также два моря – Балтийское и Северное, где превосходство гитлеровской авиации было абсолютным. Через 10 часов полета самолет благополучно приземлился в Северной Шотландии, а 20 мая В.М.Молотов уже был на переговорах в британской столице.

na kriliyah ADD-08

Подписание договора между СССР и Великобританией о союзе в войне против Германии и её сообщников в Европе.
Сидят (слева направо): И. М. Майский, В. М. Молотов, А. Идеи, У. Черчилль. Лондон, май 1942 г.

na kriliyah ADD-09
Американские офицеры рассматривают советский бомбардировщик Пе-8,
доставивший в Вашингтон делегацию во главе с В.М. Молотовым

Старт перелета в Америку состоялся в ночь на 28 мая 1942 г. Перелет проходил с посадками на аэродроме Тилинг в Шотландии, в Рейкъявике (Исландия) и на канадской авиабазе Гус-бей. Во второй половине дня 29 мая экипаж Пе-8 благополучно доставил дипломатов в Вашингтон.

na kriliyah ADD-10

1 июня удалось согласовать пред­ложенный советской стороной проект советско-американского коммюнике, и он был одобрен президентом Рузвельтом. Ком­мюнике было опубликовано 11 июня 1942 г. в Вашингтоне и 12 июня 1942 г. в Москве. В нем указывалось - «при переговорах была достигнута полная договоренность в от­ношении неотложных задач создания второго фронта в Европе в 1942 году». 1 июня 1942 г. госсекретарь США и посол СССР в США подписали соглашение между Советским Союзом и США «О принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии».
Восхищенный профессионализмом и мужеством советских летчиков Президент США Франклин Рузвельт выразил желание встретиться, поблагодарить и лично пожать руки членам экипажа бомбардировщика.

na kriliyah ADD-11

Обратно из Америки летели тем же маршрутом. В Англии В.М.Молотов снова провёл переговоры с Черчиллем, пытаясь добиться гарантии открытия Второго фронта в 1942 году. У.Черчилль в конце концов дал такое обещание (но не выполнил его).
Молотов решил переслать текст совместного советско-британского коммюнике для публикации в Москву ещё до вылета домой. Теперь, даже если бы немцы сбили самолёт, миссия советского дипломата всё равно увенчалась бы успехом.

na kriliyah ADD-12

Нацистское руководство Германии, взбешённое перелётом Молотова у них под носом, действительно собиралось сбить или захватить советский самолёт на обратном пути. О переговорах советского наркома в Лондоне и Вашингтоне уже знал весь мир. Но фактор «смелости» снова сыграл свою роль. 12 июня 1942 года Пе-8 с высокопоставленным пассажиром благополучно вернулся на Родину.

PusepЭ.К. ПусепShtepenkoА.П. ШтепенкоRomanovС.М. РомановObuhovВ.М. Обухов

За успешное выполнение ответственного задания Родины указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1942 г. майор Эндель Пусеп, штурманы экипажа капитаны (присвоено звание майор) Александр Штепенко и Сергей Романов получили звания Героев Советского Союза. Звание Героя Советского Союза посмертно получил Сергей Асямов, который должен был пилотировать этот рейс, если бы не трагическая случайность. А вот второй пилот, капитан (к тому времени майор) Василий Обухов звание Героя получил только в марте 1944 года. 

В дальнейшем НА КРЫЛЬЯХ АДД решались многие вопросы приближавшие День ПОБЕДЫ!