logoDA-SVlogoSVDA

80 лет назад, в июне (18-20) и июле (12-14) 1937 года, экипажи Валерия Чкалова и Михаила Громова, на самолётах АНТ-25, совершили сверхдальние беспосадочные перелёты из СССР в США через Северный полюс. Весь мир с замиранием сердца, по радиограммам, следил за героическими действиями советских лётчиков в бескрайних воздушных просторах Арктики. Были установлены два мировых рекорда дальности полёта – «по прямой и по ломаной».

Перелёты проходили в сложнейших условиях: туманы, циклоны, обледенение, кислородное голодание. Только над океанами и льдами пролегало более 5900 км пути. Но высокая профессиональная и морально-психологическая подготовка экипажей позволила преодолеть все трудности и успешно выполнить поставленные задачи. 

Рекордные перелеты 02

Рекордные перелеты 03

Рекордные перелеты 04

Памятная медаль "Беспосадочный перелет АНТ-25
Москва - Северный полюс - Ванкувер 18-20.VI.1937"

Рекордные перелеты 05

Рекордные перелеты 06

Рекордные перелеты 07

Памятная медаль, посвященная перелету экипажа М.М.Громова через Северный полюс.

Страницы истории Дальних беспосадочных перелётов (1903-1938 г.):

25.07.1909 Луи Блерио
(Франция)
38 км Блерио-11

Анзани,
25 л.с.

Перелет через
Ла-Манш
1912 Ролан Гаррос
(Франция)
260 км
по прямой
н/д н/д Перелет через
Средиземное море
20-21.05.1927 Чарльз Линдберг
(США)
5809 км Райт «Дух
Сент-Луиса»

Райт,
220 л/с

Нью-Йорк – Париж
(через Атлантику)

Рекордные перелеты 08Луи БрелиоРекордные перелеты 09Ролан ГарросРекордные перелеты 10Чарльз Линдберг

5-7.08.1933 Поль Кодос и
Морис Росси
(Франция)
9104 км
по прямой
«Блерио-110»

Испано-Сьюиза,
650 л/с

Нью-Йорк - Райяк
(Ливан)
за 70 часов
(через Атлантику)

 Рекордные перелеты 11

Почти 4 года (с августа 1933 г.) держался рекорд дальности, установленный французскими лётчиками Полем Кодосом и Морисом Росси – 9104 км. Все попытки побить его были тщетными. Но 14 июля 1937 г. рекорд пал, экипаж М.М. Громова пролетел на 1044 км. дальше и взял рубеж 10 148 км. по прямой!!! Героическая тройка рапортовала Родине о результатах своего исторического перелета: «Докладываем, что побили два мировых рекорда на беспосадочный полет по прямой и по ломаной».

Это стало возможным благодаря оперативной и слаженной работе Штаба перелётов. Получив из Америки отчет чкаловского экипажа о полете, штаб и главный конструктор машины А. Н. Туполев внесли некоторые изменения, главным образом в оборудование самолета.

Перелет Чкалова показал, что выгоднее держаться на больших высотах. Громов и его экипаж решили использовать этот опыт, для чего увеличили в своем самолете запасы кислорода более чем на 20 часов полета; кроме того, они вдвое увеличили срок действия антиобледенителя. С самолета сняли шлюпку, воздушные баллоны в крыльях и у мотора, уменьшили вес аварийного запаса питания, облегчили вес одежды и полярного снаряжения. Удалось уменьшить вес на 180 кг и за счет этого увеличить запас горючего.

Всему миру было показано, что полёты через Северный полюс из Москвы в Америку возможны. Они основывались  на научном знании, последних достижениях отечественной авиации, профессионализме лётчиков.

18-20.06.1937

Чкалов В.П.,
Байдуков Г.Ф.,
Беляков А.В.
(СССР)

9130
(8582) км

АНТ-25-2

М-34Р,
950 л.с.

Портленд
63 ч. 16 мин.

12-14.07.1937

Громов М.М.,
Юмашев А.Б.,
Данилин С.А.
(СССР)

11500
(10148) км

АНТ-25-1

М-34Р,
950 л.с.

Сан-Джасинто,
62 ч. 17. мин.

За свой рекордный перелет экипаж М.Громова, первым из советских лётчиков и космонавтов, был награжден высшей авиационной наградой - золотой медалью имени председателя Международной авиационной федерации Анри де Лаво (медалью награждаются обладатели признанных ФАИ абсолютных авиационных и космических рекордов мира).

Рекордные перелеты 13Рекордные перелеты 14Рекордные перелеты 15

Рекордные перелеты 16

Настольная медаль в память о перелете
"Москва - Северный полюс - Ванкувер" 18-20 июня 1937 г.

Полеты в Америку имели историческое значение. Газета «Нью-Йорк геральд трибюн» назвала их «трудным и блестящим подвигом». А величие настоящего подвига не меркнет никогда. В 1975 году в г. Ванкувере, где 20 июня 1937 года приземлился самолет Чкалова, на пожертвования жителей города, был торжественно открыт монумент в честь исторического перелета советских летчиков.

 Рекордные перелеты 17

Имя В.П. Чкалова здесь также носят парк, улица и музей, где бережно хранятся сувениры, подаренные русскими.

В России, во многих городах, установлены памятные знаки участникам героических перелётов. В Музеях г. Чкаловска и г. Монино можно прикоснуться  к живой истории – легендарным самолётам АНТ-25, покорившим просторы севера. 

 Рекордные перелеты 18

Самолет АНТ-25-2
в музее В.П. Чкалова (г. Чкаловск, Нижегородская обл.)

Рекордные перелеты 19 

Макет 1:1 самолета АНТ-25-2 
(музей в г. Монино, Московская обл.)

Рекордные перелеты 20

По возвращении на родину герои-летчики были отмечены высокими правительственными наградами. Страна с большими почестями встретила своих бесстрашных сынов, которые на крыльях советских самолетов пронесли флаг нашей социалистической Родины через необъятные пространства, через моря, ледяные пустыни и высокие горы в Северную Америку.

Замечательные перелеты Чкалова и Громова вошли в летопись великих дел XX века как свидетельство неиссякаемого мужества советских людей, их беззаветного служения делу науки, их героического труда на благо  Родины и всего человечества.