80 лет назад, в июне (18-20) и июле (12-14) 1937 года, экипажи Валерия Чкалова и Михаила Громова, на самолётах АНТ-25, совершили сверхдальние беспосадочные перелёты из СССР в США через Северный полюс. Весь мир с замиранием сердца, по радиограммам, следил за героическими действиями советских лётчиков в бескрайних воздушных просторах Арктики. Были установлены два мировых рекорда дальности полёта – «по прямой и по ломаной».
Перелёты проходили в сложнейших условиях: туманы, циклоны, обледенение, кислородное голодание. Только над океанами и льдами пролегало более 5900 км пути. Но высокая профессиональная и морально-психологическая подготовка экипажей позволила преодолеть все трудности и успешно выполнить поставленные задачи.
Памятная медаль "Беспосадочный перелет АНТ-25
Москва - Северный полюс - Ванкувер 18-20.VI.1937"
Памятная медаль, посвященная перелету экипажа М.М.Громова через Северный полюс.
Страницы истории Дальних беспосадочных перелётов (1903-1938 г.):
25.07.1909 | Луи Блерио (Франция) |
38 км | Блерио-11 |
Анзани, |
Перелет через Ла-Манш |
1912 | Ролан Гаррос (Франция) |
260 км по прямой |
н/д | н/д | Перелет через Средиземное море |
20-21.05.1927 | Чарльз Линдберг (США) |
5809 км | Райт «Дух Сент-Луиса» |
Райт, |
Нью-Йорк – Париж (через Атлантику) |
Луи Брелио
Ролан Гаррос
Чарльз Линдберг
5-7.08.1933 | Поль Кодос и Морис Росси (Франция) |
9104 км по прямой |
«Блерио-110» |
Испано-Сьюиза, |
Нью-Йорк - Райяк (Ливан) за 70 часов (через Атлантику) |
Почти 4 года (с августа 1933 г.) держался рекорд дальности, установленный французскими лётчиками Полем Кодосом и Морисом Росси – 9104 км. Все попытки побить его были тщетными. Но 14 июля 1937 г. рекорд пал, экипаж М.М. Громова пролетел на 1044 км. дальше и взял рубеж 10 148 км. по прямой!!! Героическая тройка рапортовала Родине о результатах своего исторического перелета: «Докладываем, что побили два мировых рекорда на беспосадочный полет по прямой и по ломаной».
Это стало возможным благодаря оперативной и слаженной работе Штаба перелётов. Получив из Америки отчет чкаловского экипажа о полете, штаб и главный конструктор машины А. Н. Туполев внесли некоторые изменения, главным образом в оборудование самолета.
Перелет Чкалова показал, что выгоднее держаться на больших высотах. Громов и его экипаж решили использовать этот опыт, для чего увеличили в своем самолете запасы кислорода более чем на 20 часов полета; кроме того, они вдвое увеличили срок действия антиобледенителя. С самолета сняли шлюпку, воздушные баллоны в крыльях и у мотора, уменьшили вес аварийного запаса питания, облегчили вес одежды и полярного снаряжения. Удалось уменьшить вес на 180 кг и за счет этого увеличить запас горючего.
Всему миру было показано, что полёты через Северный полюс из Москвы в Америку возможны. Они основывались на научном знании, последних достижениях отечественной авиации, профессионализме лётчиков.
18-20.06.1937 |
Чкалов В.П., |
9130 |
АНТ-25-2 |
М-34Р, |
Портленд |
12-14.07.1937 |
Громов М.М., |
11500 |
АНТ-25-1 |
М-34Р, |
Сан-Джасинто, |
За свой рекордный перелет экипаж М.Громова, первым из советских лётчиков и космонавтов, был награжден высшей авиационной наградой - золотой медалью имени председателя Международной авиационной федерации Анри де Лаво (медалью награждаются обладатели признанных ФАИ абсолютных авиационных и космических рекордов мира).
Настольная медаль в память о перелете
"Москва - Северный полюс - Ванкувер" 18-20 июня 1937 г.
Полеты в Америку имели историческое значение. Газета «Нью-Йорк геральд трибюн» назвала их «трудным и блестящим подвигом». А величие настоящего подвига не меркнет никогда. В 1975 году в г. Ванкувере, где 20 июня 1937 года приземлился самолет Чкалова, на пожертвования жителей города, был торжественно открыт монумент в честь исторического перелета советских летчиков.
Имя В.П. Чкалова здесь также носят парк, улица и музей, где бережно хранятся сувениры, подаренные русскими.
В России, во многих городах, установлены памятные знаки участникам героических перелётов. В Музеях г. Чкаловска и г. Монино можно прикоснуться к живой истории – легендарным самолётам АНТ-25, покорившим просторы севера.
Самолет АНТ-25-2
в музее В.П. Чкалова (г. Чкаловск, Нижегородская обл.)
Макет 1:1 самолета АНТ-25-2
(музей в г. Монино, Московская обл.)
По возвращении на родину герои-летчики были отмечены высокими правительственными наградами. Страна с большими почестями встретила своих бесстрашных сынов, которые на крыльях советских самолетов пронесли флаг нашей социалистической Родины через необъятные пространства, через моря, ледяные пустыни и высокие горы в Северную Америку.
Замечательные перелеты Чкалова и Громова вошли в летопись великих дел XX века как свидетельство неиссякаемого мужества советских людей, их беззаветного служения делу науки, их героического труда на благо Родины и всего человечества.