logoDA-SVlogoSVDA

ШИДЛОВСКИЙ Михаил Владимирович  крупный промышленник России, председатель правления Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ), организатор производства сельско-хозяйственных машин, легковых и грузовых автомобилей «Руссо-Балт», основатель стратегической авиации России и первый её командующий.

Shidlovskiy-1
Великий князь Александр Михайлович и начальник Эскадры воздушных кораблей генерал-майор Михаил Владимирович Шидловский (справа) во время посещения Эскадры в автомобиле «Руссо-Балт Е 15/35», аэродром Яблонна, 1916 год.

Родился Шидловский в Воронежской губернии в дворянской семье. Окончил Морской кадетский корпус, Александровскую военно-юридическую академию, подал в отставку и служил в Государственной канцелярии, а затем в Министерстве финансов, где стал членом Совета. Действительный статский советник. В 1880-е был избран членом, а затем Председателем правления Русско-Балтийского вагонного завода ("РБВЗ"). Был его основным владельцем. Под руководством Шидловского завод стал одним из ведущих машиностроительных предприятий страны, вагоны которого покупались в России и за границей.

Shidlovskiy-2В русско-японскую войну 1905 года, было открыто отделение по постройке обоза. На его основе в 1908 было организовано автомобильное отделение, ставшее к 1913 ведущим производителем легковых и грузовых автомобилей для России. С 1910 по 1914 год автомобили «Руссо-Балт» участвовали в 16 международных соревнованиях и 5 выставках, были отмечены 5-ю золотыми медалями. В 1911году, «Руссо- Балт» С-24 принял участие в Европейском международном пробеге Санкт- Петербург – Монако. Из 87 машин, участвовавших в этом пробеге, «Руссо- Балт» был на финише первым. Машина получила 1-й приз маршрутов, 1-й приз за выносливость автомобиля и 9-е место в общей классификации. Несколько первых авто приобрёл Николай II и даровал право Рижскому заводу поместить на решётку радиатора автомобилей императорский герб - Двуглавого орла. В 1915 приступили к строительству в Филях под Москвой Русско-Балтийского автомобильного завода (ныне завод им. Хруничева). Автомобили пользовались большим спросом, был Госзаказ от Министерства обороны.

Shidlovskiy-3Осенью 1910 года М.В.Шидловский открыл при "РБВЗ" авиационное отделение, переведенное в 1912 в Петербург. Управляющим и главным конструктором этого отделения назначил Игоря Ивановича Сикорского (1889 - 1972), выдающегося авиаконструктора ХХ века, создавшего здесь и не имевшие аналогов за рубежом воздушные гиганты "Русский Витязь" и "Илья Муромец», первые отечественные истребители и штурмовик (в 1919 году он эмигрировал в США и прославился конструированием вертолётов). В создании самолётов также участвовали такие конструкторы как К.К. Эргант, М.Ф. Климиксеев, А.А. Серебров, князь А.С. Кудашев, Г.П. Адлер.
М.В.Шидловский и И.И.Сикорский получили аудиенцию у Государя и доложили ему о готовности немедленно приступить к строительству самолёта–богатыря, но нужен Госзаказ (финансирование проекта Шидловский брал на себя). Николай II изучил проект и на углу одного из чертежей золотым пером написал: «Быть посему, изготовить опытный образец аэроплана «Илья МуромецЪ. Николай». Этой резолюцией было положено начало созданию стратегической авиации России и присвоению воздушным кораблям почётных наименований.

В 1914 М.В. Шидловский убедил Николая II и военного Министра объединить все тяжелые самолеты в единую Эскадру воздушных кораблей. Это было первое в мире соединение стратегической авиации под командованием генерал-майора М.В. Шидловского, который лично принимал участие в боевых вылетах. В годы I мировой войны авиаторы Эскадры нанесли более 400 бомбовых ударов по военным объектам Германии и региона Балтики, потеряв в бою всего лишь один из восьмидесяти воздушных кораблей.

23 декабря 2014 года исполняется 100 лет с момента создания стратегической авиации России.

20 июля 2016 года исполняется 160 лет со дня рождения первого его Командующего – Шидловского Михаила Владимировича.