logoDA-SVlogoSVDA-vrn

1 октября (по н.ст.-13) 1910 г. на Воронежском ипподроме произошло историческое событие. Один из первых русских авиаторов, чемпион мира по французской борьбе, артист цирка, «Король железа» Иван Михайлович Заикин в присутствии многочисленных зрителей совершил несколько показательных полётов на самолёте «Фарман-4». В первом полёте пассажиром у И.М. Заикина стал известный цирковой артист, «Король шутов» Анатолий Леонидович Дуров.

Первое авиашоу Воронеж 02

Первое авиашоу Воронеж 03Показательные полёты состоялись благодаря активному участию Воронежского воздухоплавательного общества, которое было создано в марте 1910 года и непосредственно А.Л. Дурова.

В 1910 году губернские газеты «Воронежский телеграф», «Живое слово» и «Дон» сообщили читателям сенсационную новость: «1 октября в Воронеже состоится полет аэроплана». Русская авиация делала тогда первые младенческие шаги. О полетах газеты давали огромные материалы: «1 октября будет отмечен в истории Воронежа, как первый авиационный день! Наконец-то и наш воронежский воздух прорежет человек-птица на своей машине... воронежцам ещё никогда не приходилось видеть «живой аэроплан».

Первое авиашоу Воронеж 04

Воронежские газеты почти еженедельно печатали восторженные отчеты о полетах русских авиаторов – Михаила Ефимова и Сергея Уточкина, но это где-то, а тут – огромные афиши – «первый в мире летун-борец Иван Заикин в Воронеже». Имя И.М. Заикина, сменившего цирковую арену на штурвал аэроплана, было тогда хорошо известно не только в России, но и за рубежом. Из 5 дипломов, выданных аэроклубом Франции первым русским авиаторам, четвертым оказался мсье Заика (М. Ефимов, Н. Попов, В. Лебедев, И. Заикин). Так называл борца авиаконструктор и директор школы авиаторов в Мурмелоне  граф Анри Фарман. Ряд успешных полетов за рубежом. Возвращение на родину – и сразу же турне по городам: сначала Харьков, за ним Воронеж. С нетерпением ждал наш город приезда Заикина. Его портреты висели повсюду: в парикмахерских и купеческих лавках, в окнах отеля «Бристоль» и в витринах музыкального магазина Кастнера, на рекламных тумбах Средне-Московской и Большой Дворянской улиц.

Но всех в рекламе превзошел аптекарский магазин Крачунского и Чериковера. Семен Михайлович Чериковер был известен как почитатель авиаторов, он неоднократно выступал в саду Семейного собрания с публичными лекциями о завоевании воздушного океана, о звездных системах и т.д. Незадолго до приезда Заикина в Воронеж он читал здесь лекцию о «воздушных змеях», о которых написал книгу.

Готовясь к приезду Заикина, Чериковер и председатель воронежской секции воздухоплавания, преподаватель математики железнодорожного училища Николай Николаевич Мещеряков заказали модель аэроплана. В воскресенье, 1 октября, модель «Фармана-4», на котором летал Заикин, была выставлена рядом с занимающей почти всю витрину афишей, извещающей о предстоящих полетах борца-авиатора.

Первые полеты в Воронеже на аэроплане в октябре 1910 года, предпринятые И.М. Заикиным с пассажирами А.Л. Дуровым, Е.Р. Гертель, Е.О. Бурковским вдохновили инженера Г.Ф. Гультрена, владельца мастерских на Большой Дворянской, предпринять попытку создания вертолета.

Вот как вспоминает об этих полётах сам Иван Михайлович Заикин в книге «В воздухе и на арене»: 

«В Воронеже меня встретил дрессировщик Анатолий Дуров.

– Милый мой богатырь, я должен был ехать на гастроли еще позавчера, но прочитал на плакате «Летун-богатырь Иван Заикин» и чуть не упал, не знаю отчего, от радости или со злости, что я не авиатор. Сегодня для меня два праздника: ты приехал, и Федор Шаляпин здесь, сегодня его концерт.

На следующий день, проводив Шаляпина, мы поехали на ипподром. Вечер. Весь Воронеж в движении. Тысячи людей окружили ипподром со всех сторон. Обрушилось несколько крыш, доносятся крики и ругань.

Дуров летит со мной.

Я поднял аэроплан на шестьсот метров, пролетел над рекой Воронеж, долетел до ипподрома, спустился. Гром оваций. Дуров счастлив. К нему подходят губернатор и полицмейстер и спрашивают, каково его впечатление и самочувствие.
– Ваше превосходительство, впечатление чудесное, – отвечает Дуров. – Город Воронеж – как кладбище: на церквах– кресты, над могилками – крестики, на улице – людишки маленькие-маленькие, полиции совсем не видно. 
Те отмахиваются от него: 
– Тьфу, вечно что-нибудь сморозит. 
– Ну, Еленочка, – обращается Дуров к жене, – теперь и умереть не грех: все испытал, даже с царством небесным познакомился. 
Жена Дурова просит и ее прокатить. Пришлось снова заводить машину. Публика в восхищении: в воздух поднимается женщина. Полетели, сделали два круга на высоте пятисот – шестисот метров, опустились. От полноты чувств Елена расцеловала меня.
Делаю третий полет…»

Назначаю второй день полетов. Желающих летать будут записывать. Обсуждаем с Ярославцевым, что может дать такой полет. Ярославцев предлагает:
- Давай объявим в афише: ты согнешь рельсу перед трибуной. Этим привлечем больше публики. Рядом с плакатом «Летун-богатырь Заикин» вывесили афишу: «На трибунах Заикин исполнит свой аттракционный номер – согнет домостроительную двутавровую балку».
На другой день публики на ипподроме еще больше, чем в первый раз. Городские забрались на крыши домов, приезжие заполнили ипподром. Летало со мной три пассажира. После каждого полета получали цветы. К концу дня скопился целый воз букетов.
Объявляем прощальный полет. Даем телеграмму в Москву в вольное общество воздухоплавания, просим ответить, можем ли занять поле на Ходынке. Там были устроены новые трибуны. Ответ: «Можете приезжать. Председатель фон Мек».

Второй свой «лётный день» Иван Заикин завершил весьма неожиданно, едва не закончив его катастрофой.

Вот что напишет позднее об этом полете журнал «Дивертисмент»:
«Поднявшись при тихой, ясной погоде авиатор на втором круге упал в лесу. Толпа бросилась к лесу, за которым скрылся снижающийся аэроплан. Их взору открылась картина – уткнувшись передним рулем в кладбищенский памятник, распластался аэроплан. Вокруг него, проклиная местного аптекаря Мюфке, ходил Заикин. Причиной катастрофы послужил недоброкачественный бензин, купленный в местном аптекарском магазине.  Бензин оказался не качественным. Перед полетом в трубках мотора оставалось еще немного бензина, купленного в Харькове и самолет поднялся, но бак же был наполнен воронежским бензином и когда дошло до него мотор заглох».

 Первое авиашоу Воронеж 05

После этого случая газеты острили, сообщая читателям, что «Заикин оправдал репутацию хорошего летуна, который умеет не только хорошо парить в небе, но и неплохо падать».

Первое авиашоу Воронеж 06Первое авиашоу Воронеж 07

Заикин Иван Михайлович (5.11.1880 - 22.11.1948 г.) –
авиатор, борец, артист цирка.
Чемпион России по тяжёлой атлетике (1904 г.).
Двукратный чемпион мира по французской борьбе. Один из первых русских лётчиков.

Весной 1910 года в Одессе Заикин стал свидетелем шоу, устроенного француженкой баронессой де Лярош, одной из первых женщин-пилотов. Баронесса, однако, россиян не впечатлила: летала мало и невысоко. Разочарованный богатырь сказал, что и он бы так смог, а друг Заикина писатель Куприн подначил борца: «Буду первым твоим воздушным пассажиром». Пари подогрели журналисты, а купцы Пташниковы пообещали богатырю летательный аппарат.

Воодушевленный спором, Заикин бросил арену и помчался во Францию учиться летать. Авиаконструктор и директор школы авиаторов в Мурмелоне – граф Анри Фарман называл борца мсье Заика. Занятия шли на французском, но упрямство оказалось сильнее языковых барьеров.

В августе 1910 г. И.Заикин получил Удостоверение пилота и на «Фармане» стал совершать показательные полёты за рубежом и в городах России. О том, какое место в жизни Ивана Заикина занимала авиация, красноречивее всего говорит такой факт. На одной из своих борцовских фотографий почти сто лет назад он попросил каллиграфическим почерком вывести: “Авиаторъ И.Заикин. Он же борец Ч.М.(чемпион мира Б)”. Как видим, он прежде всего считал себя авиатором, а о звании чемпиона мира по греко-римской борьбе упоминает во вторую очередь.

В 1911 г., после аварии со своим другом А. Куприным, вернулся на арену цирка.

Кроме борцовских схваток И. Заикин выступал и с атлетическими номерами. Он носил по арене на спине якорь на 25 пудов (410 кг); бочку на 40 вёдер воды; поднимал и крутил гриф с десятком зрителей; ложился на арену, а по доскам на его груди проезжал автомобиль с пассажирами. На плече Ивана гнули двутавровую балку, а из листового железа он вил галстуки. С этими номерами он гастролировал в Европе, Африке, Америке и даже Австралии. В Кишинёве улицу, где стоял домик И.М. Заикина, назвали его именем.В 1975 г. о нём  был снят художественный фильм «Воздухоплаватель».

Артистические псевдонимы – «Король железа», «Капитан воздуха».

Из истории Воронежской секции воздухоплавания

В марте 1910 года А.Л. Дуров с инженером Е.О. Бурковским организовали секцию воздухоплавания, в которой состояло около ста человек. Занимались теорией и практикой.

Уже в мае инженер Е.О.Бурковский, в саду Семейного собрания демонстрировал построенный им летательный аппарат, спроектированный по типу аэроплана «Блерио». Финансировал проект А.Л. Дуров.

Первое авиашоу Воронеж 08

Купив в Харькове авиационный мотор «Анзани», А.Л. Дуров мечтал подарить И.М. Заикину аэроплан, но бюро Е.О. Бурковского так и не окончило его испытаний. В августе 1910 года Евгений Оттонович Бурковский, несмотря на противодействие ряда членов его группы и секции, не дожидаясь получения официального разрешения властей на испытания, решил провести попытку планерного взлета.

 Первое авиашоу Воронеж 09Мотор «Анзани»Первое авиашоу Воронеж 10Иван Заикин

На подводах, с отсоединенными плоскостями, аэроплан вывезли в село Животинное. В полутора километрах от села и было решено испробовать аппарат. На длинных постромках, к опорной, квадратной раме шасси привязали тройку лошадей. По команде возничий погнал лошадей. В первые секунды разбег проходил нормально. Потом произошло непредвиденное. «Аэроплан приподнялся от земли, затем вдруг накренился, ударился на одно колесо, затем накренился на другое – ударился. Консолью правого крыла зацепился за землю. Часть консоли была сломана…» Все попытки собрать какие-либо средства на ремонт аэроплана по общественной подписке затягивались…

Однако воронежские изобретатели долго переживать не стали и приспособили новый мотор под другую задумку: 13 февраля 1911 году по улицам Воронежа пронеслись первые аэросани, вышедшие из умелых рук работников мастерской Евгения Бурковского.

 Первое авиашоу Воронеж 11

Евгений Оттонович вместе с механиком Ростовцевым со скоростью 30-35 км/час пронесся по Дворянской (пр.Революции), Девицкой (ул.Платонова) до храма св.Владимира (там, где сегодня Комсомольский сквер напротив бывшего кинотеатра «Луч») и вернулись назад на Мясную площадь (где сегодня новое здание театра драмы).
Народ был восхищен произошедшим, но самое примечательное случилось на обратном пути. Журналисты-газетчики насмешливо писали, что «…аэросани были остановлены полицейским чиновником, который не разрешил ехать далее, и спортсменам пришлось остановить мотор и везти домой уже с помощью извозчика на буксире».

«Воронежский телеграф» за 21 сентября того знаменательного года зло пошутил по поводу аэросаней и их испытаний, что это «машина, изобретенная специально для пугания обывательских лошадей и задавливания пешеходов, переходящих улицу. Страдает иногда припадками бешенства». Но у обывателей изобретение пользовалось неимоверной славой. Ведь это был первый удачный пример в России по применению в наземном транспортном средстве авиационного мотора «Анзани».

Первое авиашоу Воронеж 12 

Свое начало аэросани берут в 1903 году,
их создатель Сергей Сергеевич Неждановский.

Особенной модой тогда пользовался запуск воздушных змеев. Змеи так увлекли Анатолия Дурова, что он пригласил в Воронеж одного из самых модных тогда специалистов по конструкции воздушных змеев инженера С. Неждановского. Он был незаурядным специалистом по змеям и планерам. Оригинальные летательные аппараты, теоретические труды направляли его мысль на новые изобретения. Он с 1904 года работал в Аэродинамическом институте (Кучино) под Москвой и его инженерные познания были широки. Он сооружал грандиозные одно- и многоплоскостные змеи. Запущенные им со змеем планеры пролетали по нескольку километров, что не было достигнуто тогда другими.

 Первое авиашоу Воронеж 13Первое авиашоу Воронеж 14

Сергей Сергеевич Неждановский сумел применить змеи для фотографирования с воздуха. По сути это именно то, чем занимаются современные беспилотники. Такой человек был интересен и люб. Восторженная толпа с благоговением слушала столичного корифея и радостно приветствовала запуск коробчатых змеев из сада Дуровской усадьбы.

Увлечение А.Л. Дурова авиацией привело к тому, что с его участием состоялся первый в Воронеже полет на аэроплане, его любовь к кинематографу подтолкнула А.Л. Дурова к съемкам в Воронеже кинофильма (сам артист снимался в пяти фильмах).

 Первое авиашоу Воронеж 15

В 1911 г. в Воронеже было зарегистрировано 11 автомобилей.
Среди них и единственный в городе квадроцикл (мотоцикл на 4-х колёсах)
французского производства, который принадлежал А.Л. Дурову.

Его живописный талант явил городу прекрасные выставки необычных картин на стекле, а его страсть к коллекционированию подарила городу уникальный музей, разместившийся в его усадьбе.

Первое авиашоу Воронеж 16 Первое авиашоу Воронеж 17

Дом-музей А.Л. Дурова

Музей А.Л. Дурова стал первым в Воронеже частным музеем, существовавшем с 1907 по 1913 гг. В архитектуре усадьбы-музея нашли свое отражение мотивы различных эпох и культур (Египет, Греция, средневековая Европа и т.п.). На трех террасах усадьбы, помимо жилого дома, стояли беседка-бельведер, грот с аквариумом, античные статуи, фонтаны, манеж со входом в виде маски, полуразрушенный средневековый замок, к которому вел подземный ход, а также музейные павильоны, где размещались коллекции картин, скульптуры, а также археологические и этнографические экспонаты. Ниже усадьбы находилась пристань Дурова, где в воде на сваях стоял павильон в виде большой беседки. К сожалению, почти все постройки были разобраны в 1920-30-е и послевоенные годы. В настоящее время разработан проект восстановления усадебных построек начала XX века

1 сентября 1978 г. открылся отдел Воронежского областного краеведческого музея "Дом - музей А.Л. Дурова". В нём бережно хранятся оставшиеся от былой усадьбы бесценные раритеты. Пришедшие в Дом-музей могут в полной мере представить, каким удивительным человеком был Анатолий Леонидович Дуров - клоун, дрессировщик, коллекционер.

Первое авиашоу Воронеж 18

Дуров Анатолий Леонидович (26.11.1864 - 7.01.1916 г.)

родился 26 ноября 1864 г. в Москве в старинной дворянской семье. С юности занимался дрессировкой животных. Первое выступление артиста состоялось Москве, когда Анатолию Дурову было 15 лет. Через три года он, как клоун, дебютировал в Воронеже, и уже через 10 лет его имя стало известным не только в России, но и за границей. В 1901 г. А.Л.Дуров решил обосноваться в городе Воронеже, в истории которого он оставил глубокий след. Здесь, в Воронеже, он собрал вокруг себя всех, кого любил, здесь гостили его друзья - Куприн, Гиляровский, Заикин, Шаляпин. Основатель цирковой династии Дуровых был одним из самых популярных и высокооплачиваемых цирковых артистов в России. В Париже в его честь был отчеканен памятный жетон.

 Первое авиашоу Воронеж 19Первое авиашоу Воронеж 20

Изданная в Дюссельдорфе «Всеобщая энциклопедия циркового искусства» посвятила ему, единственному русскому, отдельную статью. Всегда выступал с животными, с их помощью ставил басни, сцены и даже целые пьесы.

Первое авиашоу Воронеж 21– В 1901 г. А.Л. Дуров купил на окраине города возле реки, дом и усадьбу. Основал в нём музей-паноптикум, и проводил там с большим успехом экскурсии для жителей Воронежа.

– В марте 1910 г. стал одним из основателей секции воздухоплавания в Воронеже.

– В октябре 1910 г. первым из воронежцев поднялся в небо Воронежа на аэроплане «Фарман – 4» летуна (тогда слова «лётчик» ещё не было) И.М. Заикина. Именем великого артиста названа улица в городе Воронеже и Цирк, где стоит ему памятник. Артистический псевдоним Анатолия Леонидовича – «Король шутов».

Два именитых артиста цирка, два энтузиаста неба и земли, подарили воронежцам Первый День Авиации! Заложили первый кирпичик в авиационно-космическое настоящее современного города.

Сохраним в памяти имена покорителей-первопроходцев воронежского неба и дату - 13 октября 1910 года.

Материал подготовил А. Стрельцов 
30.11.2017 г.

 Авиашоу в небе Воронежа