logoDA-SVlogo-SVDA-Smolensk

Smolensk avia-1aРоссийская авиация и самолётостроение с момента зарождения и до нынешних дней представлены на Смоленщине в большинстве своих видов: гражданская и военная, спортивная и специальная, авиаремонтная и производственная.

Смоленская земля стала родиной первого космонавта планеты – Ю.А. Гагарина и первых русских лётчиков – М.Н. Ефимова, В.В. Дыбовского и К.И. Клещинского.

EfimovMNМихаил Никифорович Ефимов родился в ноябре 1881 года в д. Аполье Смоленской губернии. Он первым из русских летчиков, обучающихся во Франции, 15 февраля 1910 года получил диплом пилота-авиатора («бреве») № 31. На смоленской земле родились и два его брата, Владимир и Тимофей, также ставшие летчиками.

AlehnovichGVВ июне 1912 года публичные полеты в Смоленске выполнил уроженец нашего города, один из первых российских авиаторов Г.В. Алехнович, впоследствии командир тяжелого бомбардировщика "Илья Муромец».

Более 60 летчиков-смолян удостоены звания Героя Советского Союза, а А.И.Колдунов и В.Д. Лавриненков – награждены дважды.

Smolensk avia-01Smolensk avia-02

Из авиационных штурманов-смолян наиболее известен Л.В.Петров, участвовавший в спасении челюскинцев и награжденный за это орденом Ленина, ставший впоследствии флаг-штурманом полярной авиации.

В довоенных авиационных кругах очень известен был А.П. Чернавский, летчик-испытатель НИИ ВВС.

Внесли достойный вклад в развитие гражданской авиации Заслуженный пилот СССР П.М.Михайлов и бывший в своё время руководителем ГВФ С.С.Иоффе.


Смолянами были:

Smolensk avia-03

- авиаконструктор С.А.Лавочкин, создатель истребителей «Ла» (Ла-5 один из основных истребителей Великой Отечественной войны);
Smolensk avia-04- авиаконструктор Б.Н.Юрьев, основоположник отечественного вертолётостроения, его схема автомата перекоса стала классической для одновинтовых вертолетов;
- В.А.Слесарев, конструктор самолета-гиганта «Святогор»;
- создатель самолета «Торпедо» В.М.Ольховский;
- зачинатель отечественного планеризма Д.А.Ромейко-Гурко.

И это далеко не все имена авиаторов-смолян, непосредственно принимавших участие в становлении отечественной авиации, в освоении авиатехники и в защите неба Отчизны.

Еще в период Первой мировой войны в Смоленске существовал военный аэродром. Был сформирован авиапарк, на базе которого производился ремонт самолетов и выполнялись отдельные конструкторские работы. Так, например, в смоленском авиапарке разрабатывал и строил свой четырехплан известный тогда конструктор В.Ф.Савельев. В Смоленске в апреле 1916 года формировал истребительный авиаотряд знаменитый российский ас Н.Е. Крутень.

Smolensk avia-05После Гражданской войны на смоленской земле формировалась обширная аэродромная сеть, включающая аэродромы:

- Смоленск - Северный,
- Смоленск - Южный,
- Шаталово (г.Починок),
- а также аэродром Двоевка (г.Вязьма).

Отдельной строкой в историю Смоленщины вписана история Дальней авиации и её крупнейшего объединения – 46-й Воздушной Армии.

Smolensk avia-Tu-16

p Tu-16-03

p Tu-16-04

Еще в довоенный период в Смоленске размещался штаб 3-го бомбардировочного авиационного корпуса.

В 1937 году на Смоленщине базировалась Смоленская бомбардировочная авиабригада. Перед самой войной, в феврале 1941 года, на аэродроме Смоленск - Северный по инициативе А.Е.Голованова, впоследствии Главного маршала авиации, был сформирован 212-й отдельный дальнебомбардировочный авиационный полк, который стал основой 3-й гвардейской дальнебомбардировочной авиационной дивизии и всей Дальней авиации в целом, которую (АДД) впоследствии и возглавил А.Е.Голованов.

Smolensk avia-08

А.Е.Голованов – командир полка (крайний справа). Смоленск, весна 1941 г

Ежегодно 5 мая ветераны отмечают день рождения 46-й Воздушной Армии, штаб которой размещался в Смоленске с 1946 года до её расформирования в октябре 1994 года. В ее составе были самые заслуженные полки и дивизии Дальней авиации.

В бессмертие 26 июня 1941 года вылетели с аэродрома Боровское (близ г. Починка Смоленской области) командиры эскадрилий 207-го дальнебомбардировочного авиаполка капитан А.С.Маслов и капитан Н.Ф.Гастелло.

Со дня создания 46-й Воздушной Армии и до окончательного разгрома врага лётчики Армии совершили более 200 тысяч боевых вылетов.

46-я Воздушная Армия была крупнейшей в мире ракетоносной тяжёлобомбардировочной воздушной армией, мощнейшим ракетно-бомбовым кулаком СССР.

В ее боевой состав до 1992 года входили 5 авиационных дивизий, 4 отдельных авиационных полка, большое количество частей обеспечения и частей непосредственного подчинения. Соединения и части Армии дислоцировались на территории шести союзных республик бывшего Советского Союза, восьми военных округов Советской Армии и 24 областей.

Важным событием в послевоенном развитии Дальней авиации является её перевооружение на дальние и стратегические самолеты- ракетоносцы конструкции ОКБ Туполева: типа Ту-4, Ту-22, Ту-95 и Ту-160 которые первыми осваивали лётчики Смоленского объединения.

Дальняя авиация становится ракетоносной, вооружается высокоточными крылатыми ракетами воздушного базирования (КРВБ), которые делали и в Смоленске.

Smolensk avia-09С 20-х годов прошлого века в Смоленске развивается авиастроение. Изначально - в виде авиаремонтных мастерских, а затем Смоленского авиационного завода, который в ноябре 2006 года отметил свое 80-летие. На авиазаводе производился не только ремонт военных и гражданских самолетов и авиадвигателей, но и строились уникальные экспериментальные самолеты.

Так, в середине 30-х годов летчик-испытатель И.М. Стефановский испытывал построенные на заводе самолеты с первыми в Советском Союзе герметичными кабинами.

Авиазавод выпускал спортивные и пассажирские самолеты КБ Яковлева: Як-18, Як-18Т, Як-40, Як-112.

Smolensk avia-10Особым событием для завода и отечественной авиации было изготовление на заводе самолета М-55 «Геофизика". Этот уникальный самолет получил известность не только в России, но и за рубежом, прежде всего, исследованиями верхних слоев атмосферы.

Вообще, история Смоленского авиазавода - это отдельная страница отечественного авиастроения, включающая в себя не только строительство военных и гражданских самолетов, но и участие в космической программе (изготовление грузовых отсеков космического корабля «Буран»).

Smolensk avia-11Smolensk avia-12

С 1935 года готовит лётчиков и парашютистов Смоленский аэроклуб. Многие его выпускники, прославили свою малую родину ратными подвигами в годы Великой Отечественной войны, сражаясь в воздухе с асами Люфтваффе. В послевоенный период и до настоящего времени аэроклуб (Авиаспортклуб «Полет») готовил и готовит лётчиков-спортсменов и парашютистов-спортсменов, многие из которых добились выдающихся успехов на российском и международном уровне.

Во все времена на смоленской земле базировались авиационные части и подразделения различных родов военной авиации.

В связи с этим нельзя не упомянуть про 401-й истребительный авиационный полк авиации ПВО, который базировался на аэродроме Смоленск - Северный с 1951 по 1991 год. В течение 40 лет этот полк закрывал небо над Смоленском и на подступах к столице нашей Родины - Москве.

Smolensk avia-13Долгожителем среди авиационных частей в Смоленске является гвардейский Красносельский Краснознаменный имени В.С. Гризодубовой военно-транспортный авиационный полк.

Сформированный в грозном 1942 году под командованием выдающейся лётчицы Героя Советского Союза В.С. Гризодубовой, полк прошел славный ратный путь в небе нашей Родины и продолжает выполнять свои задачи.

Несмотря на трудности последнего времени, успешно работает пилотажная группа «Русь» на самолетах Л-39 в Вязьме. На всю Россию таких пилотажных групп всего три.

Smolensk avia-14История отечественной космонавтики также во многом связана со смоленской землей. Здесь, на Смоленщине, в д. Клушино родился первый космонавт планеты Земля - Юрий Алексеевич Гагарин. Отсюда он ушел в авиацию, а затем в космонавтику.

Уроженец г. Смоленска, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, академик Б.Н.Петров долгие годы возглавлял Совет комитета «Интеркосмос», был выдающимся учёным с мировым именем. Его имя носит одна из улиц нашего города.

Smolensk avia-15Есть у нас и улица имени А.Г. Николаева, космонавта № 3, почётного гражданина Смоленска. А.Г. Николаев перед своим полетом в космос, будучи лётчиком истребительной авиации, около 4-х лет служил в 401-м истребительном авиационном полку, о котором мы упоминали выше, и жил в военном городке, на ул. Госпитальной. Отсюда он был откомандирован в отряд космонавтов.

Яркой иллюстрацией участия жителей Смоленщины в развитии отечественных авиации и космонавтики служит то., что более 15 улиц, площадей и переулков г. Смоленска носят «авиационные» и «космические» имена. Это:

- проспект и бульвар Ю.А. Гагарина,
- ул. А.Н.Николаева, 
- ул. полка «Нормандия-Неман», 
- улица и переулок Циолковского, 
- ул. Воробьева и другие.

Конечно, на этих страницах отмечены далеко не все факты и вехи показывающие вклад авиаторов Смоленщины в развитие отечественной авиации, но их роль и место в истории ВВС значительны.