logoDA-SVlogoSVDA

На авиабазе Энгельс расположен Музей Дальней авиации (полное название — Музей 22-й Гвардейской тяжёлой бомбардировочной Донбасской Краснознаменной авиационной дивизии). Этот уникальный музей был открыт 6 сентября 2000 года. Ежегодно его посещают более 5000 человек. Часть экспонатов находится в здании, а самолеты стоят под открытом небом.

6 сентября 2000 года командующий Дальней Авиацией генерал-лейтенант М.М. Опарин в присутствии многочисленных приглашенных гостей перерезал красную ленту, ознаменовав открытие музея Дальней Авиации.

Место под музей на аэродроме Энгельс выбрано не случайно. Много славных и драматических событий в его истории. С 1932 г. пройден путь от авиационной школы пилотов до крупнейшей в России авиабазы стратегической авиации.

В 1941 -1942 гг. под командованием прославленной летчицы, майора Марии Расковой, в Энгельсе были сформированы и подготовлены к боевой работе три женских авиационных полка, летавших на трех типах самолетов. Всего за годы войны здесь прошли подготовку более трех тысяч крылатых защитников родины. 190 человек за боевые подвиги были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

С 1954 г. история авиабазы связана с Дальней Авиацией.

Engels muzeyК 2000 г. на аэродроме в Энгельсе скопилось более сотни различных боевых самолетов, подлежащих разделке на металлолом. Тогда и родилась идея у командующего ДА М. Опарина сохранить часть уникальных боевых машин. Незадолго до этого Михаил Михайлович побывал на нескольких авиабазах в США и видел с какой любовью и гордостью относятся американцы к своей истории. А почему бы нам не последовать их примеру? Специальная комиссия отобрала по одному образцу от каждого типа, затем самолеты перекатили на заранее подготовленные площадки.

Сегодня на стоянке музея под открытым небом собраны мощные стратегические бомбардировщики, ракетоносцы, самолеты специального и вспомогательного назначения, состоявшие на вооружении Дальней Авиации со второй половины пятидесятых годов и по настоящее время.

Музей ежегодно посещают более 5000 человек, среди которых авиаконструкторы, творцы самолетов, двигателей, ракет, оборудования. Памятны встречи с доктором технических наук Кулагой Евгением Сергеевичем. В свое время, будучи в ОКБ В. Мясищева, он проектировал центроплан самолета 3М. Много интересного рассказал главный конструктор стратегического ракетоносца Ту-160 Валентин Близнюк.

Несколько раз посещал музей знаменитый летчик-испытатель генерал- лейтенант Козлов Лев Владимирович, установивший 55 рекордов СССР, из них 52 мировых рекорда. Он проводил испытания многих самолетов, в том числе Ту-160 и «Мрии». В 1990 г. Л. Козлов совершил кругосветный перелет на самолете Ан-124 «Руслан» через Северный и Южный полюсы.

Экспозиция музея постоянно пополняется экспонатами. В музее постоянно действует выставка картин художника В. Ефремова в стиле авиаарт, а также демонстрируются фотоработы мастера-профессионала Е. Казеннова, на которых представлена современная отечественная авиация.

Посещение музея, поскольку он находится в служебной зоне, организуются по заявкам через командование соединения.

Приглашаем посетить наш музей и получить массу незабываемых впечатлений.

Engels muzey-01Стратегическая авиационная крылатая ракета Х-55 класса «воздух-поверхность». До пуска ракеты стабилизатор и крыло находятся в сложенном состоянии и раскрываются при помощи пиропатронов уже после срабатывания катапультного пускового устройства.

Engels muzey-02

Двухконтурный турбореактивный двигатель Р95–300 размещён в хвостовой части ракеты на специальном пилоне, выдвигающемся из корпуса перед пуском.

Engels muzey-03

Головка самонаведения крылатой ракеты КСР-2. На антенне надпись «Не трогать. Настроено».

Engels muzey-04

Ручка управления от Ту-160 и приборная панель: либо М-4, либо 3М. Кто подскажет точнее?

Engels muzey-05

Приборная панель крупным планом.

Engels muzey-06

Катапультное кресло и бортовой самописец.

Engels muzey-07

А это один из первых бортовых самописцев в СССР — действительно черный ящик. Эта модель записывала только высоту.

Engels muzey-08

Наверху — ракета Х-55, а внизу — ракета Х-15.

Engels muzey-09

Экспозиция под открытым небом.

Engels muzey-10

Внезапно — Ан-2. Именно на нем проходили парашютную подготовку первые советские космонавты.

Engels muzey-11

Справа — раскрашенная квадратиками КСР-2УД, учебный вариант противокорабельной ракеты КСР-2. А вот ракету слева не могу опознать. Кто подскажет?

Engels muzey-12

Крупнейший в мире самолет-заправщик 3МС-2. Переделан из стратегического бомбардировщика .

Engels muzey-13

На переднем плане — царь-ракета Х-20М. Боевая часть термоядерная, мощностью 0,8–3 Мт.

Engels muzey-14

Ракетоносец Ту-95К-22 с подвешенной ракетой Х-22.

Engels muzey-15

Ту-134УБЛ. Тренажёр для обучения экипажей лётчиков морской и стратегической авиации. Самолёт отличает особенная конструкция носовой части фюзеляжа, схожая с бомбардировщиками Ту-22М и Ту-160.

Engels muzey-16

Четверка самолетов Ту-22, прибывших в составе 203-го авиаполка из Белоруссии. Ту-22 — очень сложный самолет. В ВВС имел прозвище «Шило» (за форму фюзеляжа), и «Людоед» (за высокую аварийность). Иногда упоминается прозвище «Стратегический дефектоносец». Этот самолет был самой аварийной машиной советских ВВС: только до 1975 года разбилось около 70 машин (20% парка). В истории эксплуатации Ту-22 было несколько неприятных случаев отказов экипажей вылетать на этом типе самолёта.

Engels muzey-17

Когда самолеты передавали из Белоруссии в Россию, то написали прощальные слова.

Engels muzey-18

Транспортный самолёт Ан-12БП (разведчик радиационного заражения атмосферы). Отличается фильтрогондолами для забора воздуха, дозиметрами ДП-35, лабораторным оборудованием) и военно-транспортный самолёт Ан-24ВСР (специальный вариант Ан-24 для тренировки воздушных стрелков-радистов. По обоим бортам в корме имеются два больших блистера).

Engels muzey-19

Стратегический ракетоносец Ту-95К-22.

Режим работы музея

Время работы музея с 9.00 до 17.00.

Посещение музея через заявку, данную предварительно на имя командира авиационного соединения.

Адрес: г. Энгельс-1 в/ч 42152 Тел.: 2-14-80 (дежурный по соединению).