logoDA-SVlogoSVDA

В мирном небе, в рабочие будни...

 


  

79 тбап, 1962 г., при проведении ЛТУ в экипаже п/п-ка Богатыренко на самолете в полете заклинило руль высоты. Командир довел самолет до оперативного аэродрома Тикси и благополучно произвел посадку. За проявленное мужество, спасение членов экипажа и самолета командир был награжден орденом Красной Звезды, а правый летчик к-н Суров и борттехник к-н Сидоров – медалью «За боевые заслуги».

 


 

29 ноября 1972 г. ночью в экипаже 79 тбап майора Игнатьева с инструктором п/п-ком А. Гусевым на самолете 3М в полете на высоте 11000 м у штурмана-оператора вырвало блистер, передняя кабина мгновенно разгерметизировалась, кислородные маски у лётчиков были неплотно подтянуты и они потеряли сознание.
Восемь минут самолёт самопроизвольно снижался. При достижении высоты 4800 м КОУ прапорщик Ш.Г.Латыпов катапультировался. Бортовой техник капитан В.Н. Никишин принял решение не покидать самолет, а спасти его и летчиков. Снял свой парашют и кислородную маску, добрался до инструктора и подтянул ему маску. Лётчик пришел в сознание и благополучно произвел посадку. Самолет и экипаж были спасены. Капитан В.Н. Никишин к государственной награде не представлялся, поощрением был перевод его на «Запад».

 


 

Майор Заседателев Ю.П. (командир экипажа) летал на танкере М-4 в 251 оаэ 73 тбад. Дважды принимал решение, в аварийной ситуации, произвести вынужденную посадку на грунт при невыпущенных шасси. Первый раз – в августе 1964 г. ночью на аэродроме Семипалатинск после заправки Ту-95, второй раз – через 8 лет 13 июля 1972 г. тоже ночью на аэродроме Украинка. Оба раза самолет и экипаж были спасены, самолеты восстановлены. Майор Ю.П. Заседателев был поощрен радиоприемником.

Такого подвига в ДА и мировой практике больше не было.

 


 

Летом 1976 г. на аэродроме Семипалатинск при заходе на посадку самолёт М-4 (командир к-н Богомолов) с повышенным на 25-30 т посадочным весом (отказала система дозаправки топливом), за 150 м до ВПП свалился на крыло, зацепил землю и бороздя крылом по земле остановился в 40 метрах от СКП со скрученной на 150 градусов передней кабиной. Танкер загорелся, стали рваться снаряды, входные и аварийные люки были заклинены, и экипаж не мог покинуть самолёт. С СКП выскочил заместитель командира эскадрильи 1226-го тбап м-р Алферов В. и бросился спасать экипаж. Киркой, сорванной с пожарного щита, сумел разбить блистер оператора и помог всем членам экипажа передней кабины (6 человек) выбраться из самолета. Медсёстры с дежурной санитарки на носилках вынесли из пожара окровавленного оператора Зингильдяева. В госпитале он был прооперирован, выздоровел и продолжил службу.

Через 6 часов из Москвы прилетела комиссия ДА во главе с командующим. Генерал-полковник авиации Решетников В.В. посетил пострадавших в госпитале, уточнил обстоятельства происшествия, угостил яблоками и пожелал быстрейшего выздоровления. На вопрос Богомолова сможет ли он летать дальше, командующий ответил, что сможет,- если купит «эмку».

Майор Алферов В. и две медсестры были представлены к правительственным наградам – медали «За отвагу на пожаре», но из министерства Обороны представление в наградной отдел ЦК КПСС не пошло…

 


 

Осень 1984 года, гарнизон Зябровка, УАЦ. При полёте Ту-22у по маршруту в наборе высоты 7800 м. командир экипажа Синуси временно потерял сознание. Штурман-инструктор капитан Толкачёв В.И. своевременно и грамотно оценил обстановку, взял управление самолётом на себя, снизился до указанного РКЦ эшелона 4200 м. и вывел самолёт в район аэродрома. Пришедший в сознание командир корабля благополучно произвёл посадку. За проявленное мужество и грамотные действия в аварийной ситуации капитан Толкачёв В.И. награждён орденом Красной Звезды.