В связи с созданием в 1960 году РВСН Дальняя авиация претерпела значительные структурные изменения. Она перешла на корпусную систему: армии были переформированы во 2, 6 и 8-й отдельные тяжелые бомбардировочные авиационные корпуса (отбак).
В этот период ДА осваивает тундровые и ледовые аэродромы, на побережье Северного Ледовитого океана развертываются авиационные комендатуры, объединенные в Оперативную группу в Арктике (ОГА). Экипажи самолетов Ту-16, Ту-95 и М-4 (3М) регулярно выполняют тренировочные полеты с посадкой на них. Это позволило увеличить радиус действия бомбардировщиков на 1,5–2 тысячи километров.
На вооружение ДА поступают дальние сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22. На базе Ту-22 создается авиационно-ракетный комплекс К-22, который был принят на вооружение в 1971 году. Развитием сверхзвукового Ту-22 стал многорежимный Ту-22М, первый полет которого состоялся в 1969-м. В семидесятых годах были разработаны еще две модификации самолета – Ту-22М2 и Ту-22М3. Ракетное вооружение самолета состояло из одной-двух (трех) ракет Х-22 различных модификаций. В дополнение к ним самолет получил аэробаллистические ракеты малой дальности Х-15. Бомбовая нагрузка Ту-22М3 составляла до 24 тонн.

Ракета «воздух-поверхность» Х-22

Ракеты малой дальности Х-15
С поступлением на вооружение новых авиационных комплексов продолжалась программа освоения дозаправки топливом в полете. В качестве танкеров применялись самолеты Ту-16Т и М-4, но освоение крыльевой дозаправки на Ту-16 шло ценой больших потерь. Уровень подготовки некоторых полков позволял им заправляться ночью всем составом. С двойной дозаправкой Ту-16 могли выполнять полет до 12 часов, а Ту-95КМ – до 28–32. В 1969 году на ЛТУ тбап 18 Ту-95 выполнили полет с двумя дозаправками в воздухе продолжительностью 27–28 часов. В период учений «Океан» в 1970 году нагрузка на отдельные экипажи достигала 35–37 часов в неделю и 70–75 в месяц. Освоение конусной дозаправки стратегическими самолетами было без потерь, но не обошлось без серьезных предпосылок к летным происшествиям. Была освоена и дозаправка в воздухе самолетов Ту-22.
Очередная реорганизация ДА проведена в 1980 году, когда на основе корпусов были сформированы три воздушные армии Верховного главнокомандования – 46-я (Смоленск), 37-я (Москва) и 30-я (Иркутск) с подчинением Главкомату ВВС, а управление ДА было упразднено. В состав 46-й ВА ВГК (СН) вошли все дальние бомбардировщики, базирующиеся на западе (четыре дивизии); в состав 37-й ВА ВГК (СН) – все стратегические самолеты (четыре дивизии), 43-й гвардейский Орловский центр боевого применения и переучивания летного состава Дальней авиации (ЦБПиПЛС) в Рязани и ОГА; в состав 30-й ВА ВГК – дальние и фронтовые бомбардировщики на Востоке (четыре дивизии).
В период войны в Афганистане (1979–1989) полки ДА, перелетая на оперативные аэродромы Средней Азии, в отдельные периоды принимали активное участие в боевых действиях. За всю афганскую кампанию самолетами ДА было выполнено более 1150 боевых вылетов, потеряно два самолета – Ан-26 и Ан-30. За мужество и героизм, проявленные командиром экипажа Ан-26, майору В. А. Ковалеву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
В 80-е годы на вооружение ДА поступают стратегические самолеты Ту-95МС и Ту-160. Ту-160 – самый крупный в мире сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с изменяемой геометрией крыла.

Пуск Х-55 с самолёта Ту- 160

 Ракета Х-55 в музее ВВС
В 1988 году на базе управления 37-й ВА ВГК (СН) было воссоздано управление ДА с подчинением ей 46 и 30-й ВА. Авиационные дивизии 37-й ВА ВГК (СН) вошли в состав 46 и 30-й ВА ВГК (СН).
В результате развала СССР ДА понесла огромные потери: больше половины аэродромов и самолетов осталось за пределами территории России. В связи с этим в 1994 году управления 30 и 46-й ВА ВГК (СН) были расформированы, оставшиеся в России соединения и части непосредственно подчинены Командованию ДА. В апреле 1998 года ДА была вновь преобразована в 37-ю ВА ВГК (СН). Боевой состав ее был оптимизирован и из четырех сведен в две дивизии: в составе четырех полков стратегических самолетов, четырех полков дальних бомбардировщиков и полка самолетов-заправщиков.
В 2009 году по плану реформы ВС РФ Дальняя авиация перешла на базы. Ядром ДА стали авиационные базы (АвБ) вместо авиационных полков и дивизий:
- 6950-я гвардейская авиационная Донбасская Краснознаменная база (1-го разряда) в Энгельсе,
- 6951-я гвардейская авиационная база (1-го разряда) в Шайковке,
- 6952-я гвардейская авиационная Севастопольско-Берлинская Краснознаменная база (1-го разряда) в Украинке,
- 6953-я гвардейская авиационная Брестская Краснознаменная база (1-го разряда) в гарнизоне Белая.
Центральной АвБ ДА является 6950-я АвБ «Энгельс», где базируются стратегические самолеты Ту-160 и Ту-95МС. Эту авиабазу в разное время посещали министр обороны РФ, председатель правительства РФ, президент РФ.
В 2010 году в результате оптимизации вместо четырех оставили две АвБ с подчинением им авиагрупп (6950-я АвБ и 6952-я АвБ) и несколько аэродромов, на которых базируются Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3 и самолеты-заправщики Ил-78.
В 2010 году было вновь воссоздано Командование ДА (КДА). В 2011-м в состав КДА были переданы морские ракетоносные полки ВМФ на самолетах Ту-22М3, дислоцирующиеся в Оленегорске Мурманской области и Каменном Ручье, которые вошли в состав 6950-й АвБ и 6952-й АвБ.
На вооружение ДА в настоящее время поступает высокоточное оружие – крылатые ракеты большой дальности. Самолеты проходят модернизацию, им продлевается ресурс. Ведутся поисковые работы по разработке нового перспективного самолета. Летный состав имеет налет не менее 100 часов в год и поддерживает высокий уровень летной натренированности.
Подготовка экипажей дальней авиации остаётся на должном уровне. Зона воздушного патрулирования ДА простирается далеко за пределы нашей Родины. Так, с 27 октября по 5 ноября 2013г. были выполнены специальные полёты двух Ту-160 авиабазы Энгельс в Майкетию (Венесуэла) и впервые в Манагуа (Никарагуа), при этом общий налёт самолётов Ту-160 составил более 70 часов.  
Российский стратегический бомбардировщик Ту-160 «Александр Голованов» 
(бортовой номер «05», регистрационный номер RF-94104, серийный номер 7-05) 
в аэропорту Майкетия имени Симона Боливара венесуэльской столицы Каракаса. 28.10.2013
Полёты по плану стратегического сдерживания выполняются практически ежемесячно. К полётам привлекаются экипажи Ту-160, Ту-95МС,( как правило, с дозаправкой топливом в полёте от Ил-78) и дальних бомбардировщиков Ту-22М3. Полёты выполняются в соответствии с требованиями международных правил ИКАО без нарушения воздушного пространства иностранных государств в сопровождении истребителями иностранных государств ВВС НАТО, Финляндии, Швеции, Японии, Республики Корея и др.
Основной задачей ДА ВВС в 2014 г. - является подготовка частей и соединений к ведению боевых действий в различных условиях обстановки с учётом характера современных войн и вооружённых конфликтов, и участию в стратегическом учении «Восток- 2014»
В современных условиях ДА является средством ВГК, компонентом СЯС, составной частью и главной ударной силой ВВС. В триаде стратегических ядерных сил ВС РФ только она обладает уникальными свойствами: способна демонстрировать намерения политического руководства к применению ЯО в том числе с возвратом носителей после взлета и выхода на рубеж его применения, в кратчайшие сроки переносить усилия с одного театра военных действий на другой, обеспечивает многоразовое применение носителей в операции и перенацеливание носителей на другие объекты после взлета.
Ратный послевоенный труд авиаторов ДА высоко оценен Родиной – четверым за испытания ЯО присвоены звания Героя Советского Союза (Ф. П. Головашко, А. Е. Дурновцеву, И. Н. Клещу и В. Ф. Мартыненко). Двое стали лауреатами Государственной премии СССР: генерал-лейтенант В. Е. Милонов (начальник штаба ДА) и генерал-майор В. В. Мовчан (заместитель командующего ДА по инженерно-авиационной службе).  180 человек удостоены почетных званий Заслуженного военного летчика СССР (РФ), Заслуженного военного штурмана СССР (РФ), Заслуженного военного специалиста РФ.
180 человек удостоены почетных званий Заслуженного военного летчика СССР (РФ), Заслуженного военного штурмана СССР (РФ), Заслуженного военного специалиста РФ.
Соединения и части были награждены: 8-й отбак – орденом Красного Знамени, 184-й тбап за освоение самолета Ту-160 – орденом Ленина, 200 и 840-й тбап за успехи в боевой и политической подготовке – орденом Красного Знамени. Ряд полков награжден памятными Красными знаменами ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета министров СССР, республик и областей СССР, вымпелом министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть», Ленинской юбилейной почетной грамотой, занесен в Книгу почета ВВС. Некоторым полкам присвоены почетные наименования. Многие полки завоевывали звания отличных и победителей социалистического соревнования в ВВС. Тысячи авиаторов награждены орденами и медалями.
За последние годы по результатам работы ДА неоднократно завоевывала первое место в ВВС. Дальняя авиация была, есть и будет в боевом строю, и с честью будет выполнять поставленные перед ней задачи по защите Родины.

































